01/10/23

Опытный штурмовик Vultee ХА-41 (США. 1944 год).

В середине 1944-го года в США появился штурмовик, способный стать настоящим летающим танком - бронированный тяжеловооруженный монстр - одноместный одномоторный самолет Vultee ХА-41. Самолет строился в рамках конкурса, объявленного в 1942 году на пикирующий бомбардировщик-штурмовик для непосредственной поддержки войск. В это время ВВС пришли к выводу, что этот класс самолетов должен быть одноместным, по своим характеристикам, сопоставимым с истребителями, при этом обладавшим значительно большей защищенностью и более мощным вооружением. Что характерно, к такому же выводу пришли моряки, которые разрабатывали схожие машины для своих палубных эскадрилий ...
В конкурсе приняли участие фирмы "Kaiser-Fleetwings", "Curtiss" и "Vultee", представивших свои проекты : ХА-39, ХА-40 и ХА-41 соответственно. Развитие двух первых участников не пошло дальше постройки макетов, послуживших базой для конкурса морских палубных ударных самолетов, позднее превратившихся в прототипы XBTK-1 и XBTC-1 соответственно. Что касается третьего участника компании "Vultee Aircraft Corporation", то ее проект оказался победителем и 10 ноября 1942 года с ней был заключен контракт на изготовление двух прототипов пикирующего бомбардировщика. Конструктора фирмы выбрали для оснащения своего детища самый мощный из имеющихся в то время двигатель, только разрабатываемый фирмой Pratt-Whitney R-4360 с заявленной проектной мощностью в 3000 л.с. Проектное вооружение самолета рассматривалось как пара 37-мм пушек М4 и два-четыре 12,7-мм пулеметов.
В середине 1943 года требования военных обеспечить бомбометание с пикирования было отменено, кроме того, двигатель четырехрядная звезда Pratt@Whitney R-4360 "Wasp Major" вместо проектных 3000 л.с показал аж 3650 л.с., став самым мощным авиационным мотором времен войны. Естественно появился соблазн пустить лишние лошадиные силы на бронезащиту и дополнительное стрелковое вооружение. В результате пикировщик превратился в бронированный противотанковый штурмовик.
ХА-41 был хорошо бронирован : общая масса брони превышала 1,6 тонны, и имел исключительно мощное вооружение, состоявшее из четырех длинноствольных 37-мм пушек М9, гораздо более мощных, чем предусмотренные в проекте М4, с 50 снарядами на ствол, и такого же количества 12.7-мм Браунингов (по 600 патронов на ствол), к которым добавлялось еще около 3 тонн различного бомбового и ракетного вооружения. Самолет успешно прошел испытания в августе 1944 года, превосходя практически все ударные самолеты США того времени. Более того, учебные воздушные бои с истребителями Р-47 и Р-51 на высотах до 4500 м показали, что по скорости и скороподъемности 10-тонный штурмовик ничуть им не уступает, а в горизонтальной маневренности даже превосходит, уверенно "садясь им на хвост" за 3 / 4 виража. Несколько хуже была только скорость пикирования. Но программа бронированного штурмовика имела низкий приоритет. Командование считало, что с задачами непосредственной поддержки войск вполне справляются уже существующие машины : истребители-бомбардировщики и тактические бомбардировщики.
Бои в Европе в последний год войны показали, что данное мнение было ошибочным, эскадрильи истребителей-бомбардировщиков союзников, вынужденные действовать по наземным целям несли колоссальные потери и тут бы очень кстати оказался этот летающий танк. Нет ни каких сомнений в том, что в случае принятия его на вооружение, он бы нашел свою нишу в ходе завершающих боев Второй Мировой, особенно для задач по борьбе с танками противника, эффективного средства для решения которых, у союзников так и не появилось. К окончанию войны фирма "Vultee", чтобы спасти проект, предложила переоборудовать ХА-41 в дальний истребитель сопровождения или морской ударный самолет-торпедоносец, но поддержки не получила.
ТТХ : длина - 14,83 м, размах крыла - 16,46 м, высота - 4,42 м, площадь крыла - 50,54 кв.м., вес пустого - 6049 кг, взлётный вес - 10971 кг, силовая установка - один Pratt Whitney XR-4360-9-28 мощностью 3000 л.с, максимальная скорость - 584 км/ч, крейсерская скорость - 435 км/ч, боевая дальность - 1530 км, потолок - 8230 м, экипаж - 2 человека, вооружение : четыре 37-мм пушки M-9 (по 50 снарядов) и четыре 12,7-ммпулемета (по 600 патронов) в крыльях, бомбовая нагрузка - до 2900 кг.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий