Значительного улучшения обстановки в боевом отделении можно было достичь только двумя методами: либо сделать его полностью автоматизированным и необитаемым, либо вынести орудие за пределы внутреннего объема танка. Именно вторая идея была выработана и воплощена в металле инженерами конструкторского бюро свердловского завода «Уралтрансмаш». В 1970-х годах в отделе специального оборудования этого КБ под руководством конструктора Н.С. Тупицына шла разработка новой самоходной артиллерийской установки «Объект 326/327». Целью работ было создание новой самоходки, которая сначала дополнила бы в войсках САУ 2С3 «Акация», а потом и полностью заменила её ...
В качестве экспериментального вооружения для новой самоходной артустановки были выбраны 152-миллиметровое орудие 2А36 (Объект 327), устанавливавшееся на самоходки «Гиацинт-С», и пушка 2А33 (Объект 326) того же калибра. Габариты, вес и отдача обеих пушек потребовали сделать новую ходовую часть. Основой для нее стал соответствующий узел танка Т-72. Нормальную работу крупнокалиберного орудия должна была обеспечивать новая схема расположения опорных катков. Они по-прежнему монтировались по шесть на борт, но теперь передние три катка и задние три располагались ближе друг к другу. Также большая отдача 152-мм орудия вынудила инженеров ощутимо переработать подвеску бронемашины. Тем не менее, все доработки ходовой части танка Т-72, хотя и были значительными, все же менее заметны, нежели способ установки орудия.
Свердловские инженеры впервые в советской практике вынесли казенную часть пушки за пределы боевого отделения. В конструктивном смысле это выглядело следующим образом. На родное посадочное место башни танка Т-72 ставилась специальная башня особой формы. За форму конструкторы прозвали ее шайбой. Эта «шайба» могла поворачиваться на 360° в горизонтальной плоскости. Внутри оригинальной башни размещалась автоматика подачи снарядов и гильз, а также рабочие места наводчика и командира самоходки. Особый интерес представляет система крепления пушки. Для того чтобы не помещать казенную часть внутрь боевого отделения и при этом сохранить возможность вертикальной наводки на значительные углы, ось подъемного механизма была помещена почти у самой задней части казенника. В итоге получилось обеспечить новую самоходку неплохими углами наводки: вкруговую по горизонтали и около 30° по вертикали. Цилиндрическая форма башни (точнее, это лафет орудия и бронезащита укладки выстрелов) была обусловлена формой карусельной укладки. 46 снарядов и зарядов размещались попарно в едином барабане, вращающемся на одном двухрядном погоне. Эта схема не имеет башни как таковой. Командир, оператор и водитель размещаются в бронированном корпусе самохода. Орудие, боеукладка и механизм заряжания выполнены в едином узле, работающем в автоматическом режиме, обеспечивая круговой обстрел. Это своего рода револьвер большого калибра.
Пушки 2А33 и 2А36 были полностью изолированы от экипажа и самоходка «Объект 327» стала первым отечественным типом бронетехники, в котором по определению не возникало проблемы вентиляции обитаемого объема. Кроме того, увеличилось свободное пространство внутри машины: при классической установке пушки 2А33 внутри боевого отделения ее казенник занимал бы порядка 70-75% от общего объема башни. Словно не желая «баловать» экипаж, инженеры «Уралтрансмаша» установили на освободившееся место автомат подачи боеприпасов и механизированную укладку. Выстрелы раздельного заряжания автоматически извлекались из укладки, подавались наверх, к орудию, и автоматически же досылались в камору. Для прицеливания при стрельбе прямой наводкой конструкторы под руководством Тупицына разработали новый прицел собственной конструкции. От предыдущих видов подобного оборудования он отличался «заточенностью» под использование с вынесенным на верх башни орудием.
В общем, «Объект 327» был весьма и весьма интересным проектом. Возможно, пойдя в серию, он смог бы изменить облик самоходных артустановок всего мира. Однако, как всегда, не обошлось без проблем. Больше всего неудобств доставило то самое оригинальное расположение пушки. Из-за высокой точки приложения усилия отдачи в некоторых случаях машину могло трясти, если даже не опрокидывать. Из-за этого уверенный огонь был возможен только в сравнительно небольших секторах впереди и сзади машины. Конечно, при необходимости доворот может быть осуществлен и при помощи гусениц, но в таком случае поворотная башня становится принципиально бесполезной. Вторая проблема «Объекта 327» крылась в необходимости заряжания орудия при больших углах возвышения. Новая механизация подачи снарядов и автомат заряжания нередко не работали должным образом, что приводило к задержкам в стрельбе. Более того, при отсутствии решения этой проблемы неполадки механик подачи и заряжания могли привести к тому, что экипажу пришлось бы выбираться из-под броневой защиты и собственными руками вытаскивать заклинивший снаряд или гильзу. Наконец, вызывало сомнения отсутствие какой-либо защиты казенной части орудия, размещенной за пределами бронекорпуса. Инженеры рассматривали возможность установки специального бронекороба, но на опытных экземплярах он не устанавливался.
Проблемы автоматики заряжания имелись у обоих опытных экземпляров «Объекта 327». Один из них был оснащен орудием «Гиацинт», второй – 2А33. В обоих случаях возникали неполадки при подъеме боеприпасов и их досылании. Испытания двух самоходок показали все преимущества и недостатки примененного способа установки орудия и давали надежды на успешное окончание проекта. Тем не менее, по состоянию на начало восьмидесятых самоходка «327» все еще имела ряд проблем. Несмотря на все усилия сотрудников конструкторского бюро и рабочих «Уралтрансмаша», стабильной работы всей механики добиться не удавалось. В принципе, можно было продолжать работу и все-таки довести автоматику до ума. Но времени у Тупицина и его товарищей уже не было. Разработке отдела специального оборудования буквально наступала на пятки другая перспективная САУ. В том же конструкторском бюро завода «Уралтрансмаш» под руководством Ю. В. Томашова уже полным ходом создавалась самоходка 2С19 «Мста-С». Куда более привычная конструкция 2С19 привела к тому, что из двух проектов – оригинального, но проблемного и «банального», зато простого в производстве – был выбран второй.
В середине 1980-х проект «Объект 327» был окончательно закрыт. За прошедшие с тех пор годы один из опытных экземпляров САУ, предположительно, был утилизирован. Второй экземпляр, несший на себе пушку 2А36, в 2004 году после длительного нахождения на полигоне был отправлен в музей «Уралтрансмаша». Идея бронемашины с вывешенным над обитаемым отделением орудием до сих пор считается оригинальной и перспективной. Тем не менее, и поныне ни одной подобной самоходке не удалось дойти до крупного серийного производства.
ТТХ : боевой вес - 41 тонна, расчёт - 4 человека, длина по корпусу - 5740 мм, длина с пушкой вперёд - 6855 мм, ширина - 2760 мм, высота - 2905 мм, клиренс - 360 мм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий