17/11/23

Опытная авиационная пушка В-0902 КБ Грабина (СССР. 1948 - 1949 год).

В 1948 году Василий Гаврилович Грабин приступил к разработке 100-мм авиационной автоматической пушки. Новому орудию был присвоен индекс В-0902. Его планировалось устанавливать на бомбардировщики Ту-2 и Ту-4. Автоматика пушки механического типа с длинным ходом ствола. Все операции производились за счёт энергии отдачи. Пушка оснащалась мощным дульным тормозом, который поглощал 65 % энергии отдачи. Питание орудия магазинное. В 1949 году были проведены стендовые испытания. Началась подготовка к лётным испытаниям. Но в итоге работы по 100-мм пушке были свёрнуты. Она оказалась шедевром конструкторской мысли, но уже не отвечала изменившейся тактике воздушного боя. Появление реактивных самолётов изменило баланс сил. Начался переход к ракетной технике. Коллектив Грабина вёл разработку твердотопливного варианта зенитной ракеты для комплекса "Круг", но и эта разработка осталась опытной ...
Удалось сделать пушку компактной за счет рационального размещения всех ее агрегатов. Питание магазинное безленточное. В магазине помещалось 15 унитарных патронов. Управление огнем пушки и пневмоперезарядкой велось из кабины летчика. Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы — 30,5 выстрела в минуту. Усилие отдачи — 5 тонн (49,5 кН). В 1948 году был изготовлен опытный образец пушки В-0902 и проведены ее заводские испытания. В 1949 году по результатам стендовых испытаний и отладочных стрельб (наземных) проводилась конструктивная доработка опытного образца. К концу года образец был подготовлен к летным испытаниям. Однако документов о проведении летных испытаний автору найти не удалось. Для пушки В-0902 в ЦНИИ-58 специально были созданы три выстрела : со снарядом ФЗТ, со снарядом БРЗТ и с дистанционной гранатой. Патрон со снарядом ФЗТ (фугасный зажигательный трассирующий) имел вес 27 кг и длину 990 мм. Вес метательного заряда составляла 4,47 кг, благодаря чему снаряд имел начальную скорость 810 м/с, давление в канале 2850 кг/см2 (280 МПа). Сам снаряд весом 13,9 кг содержал 1,46 кг взрывчатого вещества. Судя по дистанции испытаний, эффективная дальность стрельбы снаряда ФЗТ составляла 1000—1200 м. Патрон со снарядом БРЗТ имел вес 27,34 кг и длину 956 мм. Вес метательного заряда составлял 4,55 кг, и снаряд получал начальную скорость 800 м/с. Сам снаряд весом 14,2 кг содержал немного взрывчатого вещества (0,1 кг). Взрыватель донный МД-8. Время трассирования 5 с. В ходе испытательных стрельб снаряд БЗРТ на дистанции 600 м пробивал 120-мм броню (при угле встречи 30°). Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес фанаты 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 г каждый. Снаряд оснащался дистанционной трубкой ВМ-30. В 1948—1949 гг. были испытаны опытные партии гранат с унитарным и кольцевым расположением убойно-зажигательных элементов. Для проверки эффективности действия осколков и их «зажигательной способности» были проведены наземные стрельбы по самолетам. 100-мм пушка В-0902 стала самой мощной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и, по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда лишь в том, что она опоздала лет на пять. В 1944-1945 годах скоростной бомбардировщик с поршневым двигателем мог из нее практически безнаказанно расстреливать летящие плотным порядком летающие крепости Б-17 и Б-29 с дистанции 1 км и больше. 

Но появление реактивных истребителей кардинально изменило тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки потеряли всякое значение, по крайней мере для стрельбы по самолетам. 

По некоторым источникам, на решение о разработке 57-мм, 65-мм, 76-мм и 100-мм авиационных пушек существенно повлияли данные разведки о создании в США мощных крупнокалиберных автоматических авиационных пушек. Позже выяснилось, что это была дезинформация.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий