17/11/23

Опытная зенитная самоходная установка ZA-35 (ЮАР. 1989 год).

Видя последние успехи ведущих стран в области зенитных самоходных установок (ЗСУ), Южно-Африканская Республика в восьмидесятых годах начала разработку собственного проекта такой системы. Предполагалось, что новая боевая машина собственной разработки сможет осуществлять противовоздушную оборону войск на марше и на позициях. Кроме того, по некоторым данным, новая ЗСУ могла быть предложена третьим странам ...
Компания ARMSCOR, начавшая разработку нового проекта, собиралась создать универсальную башню с радиоэлектронным оборудованием и вооружением, пригодную для установки на различные шасси. Такая особенность зенитной системы, по-видимому, предлагалась как для расширения круга возможных зарубежных покупателей, так и для более простого оснащения собственных войск необходимым количеством зенитных самоходок на имеющихся шасси. Предъявляемые требования определили облик зенитной системы, получившей обозначение ZA-35. Примечательно, что готовая зенитная башня внешне заметно напоминает иные зарубежные системы этого класса, например немецкую Gepard или британскую Marksman. Все агрегаты новой зенитной системы были смонтированы на сравнительно крупной башне, пригодной для установки на различные шасси. Забегая вперед следует сказать, что опытный экземпляр ЗСУ ZA-35 был построен на основе восьмиколесной бронемашины Rooikat. В таком варианте перспективная зенитная самоходка проходила испытания. Известно, что альтернативной базой для ZA-35 могли быть танк Т-72 советского производства и шасси южноафриканской САУ G6. Погон зенитной башни позволял устанавливать ее на шасси нескольких типов. В свете состава парка техники ЮАР в восьмидесятых годах возможность установки башни на танк Т-72 выглядит попыткой заинтересовать зарубежных покупателей.
Башня системы ZA-35 сваривалась из броневых листов различной толщины. Лобовые листы защищали от снарядов калибра до 23 мм, а борта и корма обеспечивали защиту от любого стрелкового оружия на любых дистанциях. Башню оснастили электромеханическими механизмами поворота, позволявшими развернуть ее на 180° до 4 секунды. В передней части башни разместили блок с оптико-электронной аппаратурой, позволявшей оператору комплекса самостоятельно наблюдать за воздушным пространством и наводить орудия на цель. В задней части бортов башни были размещены поворотные агрегаты с автоматическими пушками. Заднюю часть крыши башни отвели под антенну РЛС обнаружения. Интересной особенностью этой антенны была система ее монтажа. В походном положении антенна «висела» позади башни, а в боевом поднималась в вертикальное положение. При необходимости оператор комплекса мог увеличить дальность обнаружения целей, подняв антенну на мачте с гидравлическим приводом на высоту около 5 метров. Поднять антенну можно было только во время стоянки. В качестве радиолокационной станции обнаружения целей и управления вооружением использовалась система EDR110. Возможности этой РЛС, по некоторым данным, позволяли отслеживать до 100 воздушных целей и наводить орудия на одну из них. При поднятой антенне дальность обнаружения самолетов достигала 12 км, вертолетов – 8 км и наземных целей – 4 км. В состав прицельного комплекса ЗСУ ZA-35 также включили набор оптико-электронных средств с лазерным дальномером и систему передачи данных. При необходимости зенитная самоходка могла бы использовать внешнее целеуказание.
Зенитную самоходную установку ZA-35 вооружили двумя автоматическими пушками "Vector GA" M-35 калибра 35 мм. Орудия разместили на бортах башни в бронированных кожухах. Система установки пушек позволяла наводить их в вертикальной плоскости в пределах от -8° до +81° от горизонтали. При темпе стрельбы 550 выстрелов в минуту орудия M-35 могли выпускать снаряды с начальной скоростью до 1180 м/с. Внутри башни размещались два магазина по 230 снарядов в каждом. После израсходования боеприпасов экипаж мог в течение 8 минут заменить оба магазина и вновь приступить к защите воздушного пространства. Боекомплект ЗСУ ZA-35 состоял из снарядов калибра 35 мм двух типов: осколочно-фугасного и бронебойного. Последний мог пробивать 100-мм броневой лист на расстоянии 1000 метров. Считалось, что такая номенклатура боеприпасов будет достаточна для уничтожения различных летательных аппаратов и наземных целей. Экипаж зенитной самоходки ZA-35 состоял из трех человек: механика-водителя, командира и оператора-наводчика. Три члена экипажа должны были располагаться внутри бронированного корпуса и башни боевой машины. Командир и наводчик должны были получить набор оборудования, позволяющий дистанционно управлять работой башенных систем.
Новая зенитная самоходная установка ZA-35 на шасси бронемашины Rooikat должна была стать одним из трех компонентов перспективного комплекса войсковой противовоздушной обороны. Помимо машины с пушечным вооружением в него планировалось включить зенитный ракетный комплекс ZA-HVM на шасси Rooikat и радиолокационную станцию. В состав зенитной батареи должны были входить три ЗСУ, один ЗРК и одна РЛС. Первый экземпляр перспективной ЗСУ ZA-35 был построен на базе бронемашины Rooikat с колесной формулой 8х8. Шасси, оснащенное дизельным двигателем мощностью 563 л.с., обеспечило 34-тонной машине достаточно высокие характеристики. Так, максимальная скорость при движении на шоссе превышала 100 км/ч, а запас хода достиг 700 километров. В целом, машина получилась удачной и пригодной для использования в войсках.
Последние упоминания о проекте ZA-35 относятся к первой половине 1990-х годов. В это время Южно-Африканская Республика переживала крайне тяжелые времена, которые сказались на жизни страны в целом и на оборонной промышленности в частности. По некоторым данным, к этому времени было построено около двух десятков новых зенитных самоходок, но иные источники говорят о существовании лишь одного прототипа. Точная информация о существовании прототипов ЗСУ ZA-35 на шасси танка Т-72 тоже отсутствует – имеются лишь общие схемы подобной машины. Проект ZA-35 был закрыт ориентировочно в середине 1990-х годов.  
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий