Начну чуть издалека. Была такая традиция в СССР (и, конечно, осталась в России) : в порыве праведного гнева (когда кипит разум возмущённый) объявлять различного рода свои разработки "уникальными" и "не имеющими аналогов". Но правильно говорится в одной песне о том, что "время лечит, знаешь детка, время лечит, время, детка, самый главный терапевт". Лично для меня эта информация была зело интересна и, как результат, ещё один советский миф показал свою несостоятельность. Прошу пардона за такое лирическое отступление, но информация того стоит. Итак. Была в своё время в СССР такая авиационная пушка : Р-23 (261П) конструкции А.Рихтера ...
Устанавливалась она в кормовой пушечной установке самолёта Ту-22. Также имеются данные, что данной пушкой собирались оснащать боевые космические станции и разрабатываемые истребители спутников. При создании пушки Р-23 ставилась задача сделать как можно более лёгкую, компактную и скорострельную пушку, которая как можно меньше выступает за пределы пушечной установки и имеет минимальную длину при заданной длине ствола. Для решения этой задачи пушка была выполнена по необычной схеме: револьверная с подачей патронов в барабан спереди назад по отношению к направлению стрельбы. То есть, лента находилась перед барабаном, а не позади него. Гильзы, соответственно, выбрасывались из барабана вперёд. Патроны имели необычное устройство: гильза была цилиндрической, сужающейся в нижней части, снаряд был полностью утоплен в гильзу. Первые образцы пушки были изготовлены в 1957 году.
Естественно в лучших традициях совка эта (действительно неплохая) система была объявлена "уникальной и не имеющей аналогов". Выяснилось, однако, что Р-23 не является уникальной, и более того, она не первая револьверная пушка, созданная по описанной схеме. В 1951 году в США начали разработку пушки для вооружения оборонительных точек бомбардировщиков. Требования были такими же, как и при создании Р-23: как можно более компактное, лёгкое и скорострельное оружие, минимально выступающее за пределы установки и имеющее минимальную длину при заданной длине ствола. В результате были построены и испытаны три несколько отличных друг от друга опытных образца пушки Т168. Первый образец был построен в 1952 году, испытания начались в 1953. Работа над проектом была остановлена в 1957 году, когда первые образцы Р-23 только появились. Т168 была построена по той же схеме, что и Р-23, с подачей патронов в барабан спереди назад и с извлечением стреляной гильзы вперёд.
Патроны отличались от патронов Р-23 : они тоже имели цилиндрическую гильзу с сужением в нижней части, только их снаряды не были утоплены полностью в гильзу, а на сужающейся в нижней части гильзе было выполнено донце с проточкой. Судя по описанию, за эти проточки цеплялся экстрактор, расположенный в барабане и затягивающий патроны внутрь каморы. Он же выбрасывал стреляные гильзы. В описании сказано, что последняя гильза выдувалась из каморы газом, но не ясно, пороховой ли это газ или подводимый извне. На Р-23 также использовалось извлечение гильз газами - но, предположительно, отводимыми из ствола, и каждой, а не только последней. Также, судя по форме гильз Р-23, патроны не затягивались в барабан, а заталкивались снаружи. У обеих пушек был четырёхкамерный барабан и приводились в действие они отводом газов из ствола, питание было звеньевым (из лент). Часть патронов для Т168 имела алюминиевые гильзы - эта особенность отличает также патроны для GAU-8/A.
Источник - пятый том «Machine Gun» (G.M.Chinn), страницы 411-414
P.S.
Комментариев нет:
Отправить комментарий