11/11/23

Торпеда Луиса Бреннана (Австралия - Великобритания. 1874 - 1886 год).

Началось все довольно-таки прозаически, в Австралии в 1874 году. Молодой австралийский инженер ирландского происхождения, Луис Бреннан, случайно обратил внимание на катушку ниток, которую кто-то уронил на пол. Когда Бреннан попытался подтянуть катушку к себе за нитку, он заметил, что при разматывании нитки катушка, вращаясь, катится в противоположную от него сторону. Этот простенький механический эффект позабавил Бреннана, но и навел его на мысль, что подобный способ можно применить практически для приведения в действие неких механизмов. Обдумав вопрос, Бреннан пришел к выводу, что единственным практическим механизмом, нуждающимся в движении на короткую дистанцию без возврата, является торпеда. Бреннан набросал несколько эскизов торпеды, приводимой в движение разматываемой катушкой троса, соединенной с винтами ...
В своих расчетах Бреннан заручился помощью профессора Уильяма Чарльза Карно из Мельбурнского Университета (по совместительству, первого профессора этого университета вообще). Четыре года они экспериментировали с различными моделями торпед, разрабатыва работоспособную конструкцию. Первые опыты с моделью, использующей один винт, дали неудовлетворительные результаты. Бреннан продолжал работу, и в 1878 году представил 4,6-метровую работоспосособную модель с двумя работающими в противоположных направлениях винтами. Торпеда прошла испытания в доках Вильямстауна. Хотя недостатков еще было немало, она подтвердила принципиальную работоспособность концепции и даже более. В ходе экспериментов, Бреннану пришла в голову идея, что можно создать механизм, который будет в зависимости от скорости вращения одного или другого винта (т.е. скорости разматывания троса с приводящих винты в движение барабанов), будет поворачивать руль торпеды, тем самым меняя ее курс.
На этой стадии, работой заинтересовалось британское адмиралтейство. Контр-адмирал Дж. Уилсон, коммодор Австралийского Эскадрона был инструктирован проинспектировать торпеду и оценить ее потенциал. Адмирал нашел проект многообещающим, и при помощи Александра Кеннеди Смита сумел добиться выделения грантов под разработку боеспособной версии. в марте 1879 года, торпеда была успешно испытана на базе флота в Хобсон-Бэй, в Мельбурне. Правительственное финансирование позволило Бреннану основать собственную фирму. "Торпедная компания Бреннана" была учреждена им вместе с инженером Джоном Ридли Темперли, предоставившим дополнительную финансовую поддержку. В начале 1880-ых, оба основателя совершили путешествие в Великобританию, где представили образцы своего проекта. Адмиралтейство нашло, что торпеда приводимая в действие по проводу вряд ли будет удобна для применения на боевых кораблях. Однако, проект заинтересовал Королевский Инженерный Корпус, который в то время заведовал береговой обороной Британской Империи. В 1881 году, специальный комитет Корпуса активно рекомендовал торпеду к принятию на вооружение для обороны гаваней и портов.
В 1883 году, был подписан контракт на разработку торпеды между компанией Бреннана и британским правительством. Под руководством сэра Эндрю Кларка, генерал-инспектора фортификаций Англии, экспериментальная станция была открыта в форте Гаррисон-Пойнт, в Ширнессе. В 1883-1885, Инженерный Корпус провел испытания, и в 1886 рекомендовал торпеду для принятия на вооружение. Общая сумма контракта (и особых прав на торпеду) составила почти 100000 фунтов. Торпеда Бреннана имела сигарообразный корпус, длиной около 4-х метров. В разрезе, она была скорее овальной чем стандартной циллиндрической, что объяснялось требованиями стабильности. Наиболее сложной частью торпеды, была, понятное дело, ее двигательная установка. Два стальных барабанчика, с намотанной на них 1-мм проволокой, были установлены один за другим в корпусе торпеды. Расположенная на берегу паровая машина выбирала проволоку, проволока, разматываясь, вращала барабаны, и приводила в действие через дифференциальный механизм винты. Максимальная скорость торпеды поначалу составляла 20 узлов. Позднее, проволоку заменили более прочной 1,8-миллиметровой, что позволило увеличить ход до 27 узлов. Торпеда имела автомат поддержания глубины, соединенный с горизонтальными рулями. Стандартная глубина хода составляла 3,7 метра. Главной особенностью торпеды была ее система управления. Специальный механизм был соединен с обеими вращающимися барабанчиками. Если один барабанчик начинал вращаться быстрее (т.е. проволока на нем начинала выбираться быстрее, чем на другом), механизм приводился в действие, и простое механическое приспособление разворачивало руль торпеды в соответствующую сторону.
Таким образом, регулируя скорость выбирания проволоки, оператор мог управлять движением торпеды и направлять ее точно в цель. Практические испытания показали, что опытный оператор может поразить движующуюся цель на дистанциях до 1800 метров, и даже может, в случае промаха, развернуть торпеду на 180 градусов и поразить цель в противоположный борт! Для облегчения контроля торпеды, на ней устанавливалась мачта с флажком. Торпеды Бреннана развертывались как средство прикрытия входов в гавани и стратегические порты, преимущественно - в британских колониях. Каждая "торпедная станция" включала в себя телескопическую 12-метровую мачту, поднимающуюся гидравлически, с которой осуществлялся контроль торпеды оператором. С помощью специального бинокля на станине, оператор отслеживал движение торпеды, и регулировал скорость выбирания проволоки при помощи электрического приспособления.
Торпеда сталкивалась в воду по рельсовому скату. Паровая машина (расположенная обычно в защищенном каземате) выбирала проволоки, приводя торпеду в движение. Программа 1891 года предполагала развертывание 15 торпедных станций по всей Империи. В итоге, впрочем, были развернуты только восемь - в Клиффе на Темзе, Мидвэе в Гаррисон-Пойнт, Портсмуте (Клифф-Энд и Форт Альберт), Плимуте, Корк Харборе и Мальте (по две установки в этих трех). Планировалось развертывание торпед в Гонконге (Таки была развёрнута. В Гонконге в музее береговой обороны находится действовавшая минно-торпедная станция с торпедой Бреннана. Прикрывала вместе с артбатареей восточный вход в бухту Гонконга) и Сингапуре. Торпеды Бреннана оставались на вооружении до 1905 года, когда русско-японская война продемонстрировала изменение доктрины войны на море. В 1906 году они были сняты с вооружения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий