06/11/23

Проект истребителя-кольцеплана конструкции М.Суханова (СССР. 1940 - 1943 год).

В 1936 году студент МАИ М. Суханов представил к защите в качестве дипломной работы проект самолета с кольцевым крылом диаметром 3 м, с расчетной максимальной скоростью 600 км/ч, которая обеспечивалась двигателем «Испано-Сюиза» мощностью 800 л.с. На основе своего диплома М. Суханов разработал проект истребителя-перехватчика короткого взлета и посадки указанной аэродинамической схемы ...
В 1940 году проект докладывался командованию ВВС и был рассмотрен на научно-техническом совете ЦАГИ под председательством академика Б. Н. Юрьева. Работам по изготовлению продувочных моделей и исследованиям в аэродинамической трубе помешали начало войны и эвакуация института. Модели самолета короткого взлета и посадки, получившего название «Кольцеплан», были изготовлены под руководством М. В. Суханова в Новосибирске, в 1942 году.
Важное достоинство «Кольцеплана» — способность кольца-крыла развивать подъемную силу до весьма высоких (до 43°) значений углов атаки, что при большой энерговооруженности истребителя обеспечивало возможность короткого, близкого к вертикальному, взлета. При этом самолет-кольцеплан обладал антиштопорными свойствами, высокой и своеобразной маневренностью. Организованная при поддержке Н. Н. Поликарпова инициативная конструкторская группа разработала проект самолета-истребителя с кольцевым крылом. Одновременно в Новосибирске была построена летающая модель кольцеплана с двумя соосными винтами. При испытаниях модели присутствовал профессор В. П. Ветчинкин. Результаты испытаний признаны успешными. В начале 1943 года Н. Н. Поликарпов командировал Суханова с проектом кольцеплана в Москву. После рассмотрения проекта в ЦАГИ принято решение о проведении аэродинамических исследований моделей самолета-кольцеплана в аэродинамической лаборатории МАИ. В течение 1943 года научно-исследовательская работа с аэродинамическими моделями была успешно завершена. С приоритетом от 1942 года М. В. Суханову выдано авторское свидетельство на изобретение самолета короткого взлета и посадки с кольцевым крылом.
Расчётные ТТХ : взлетная масса - 2500 кг, мощность двигателя - М-82А 1600 л.с, диаметр кольцевого крыла - 3 м, несущая площадь крыла - 10,5 кв.м., хорда пилонов крыла - 1,1 м, диаметр соосных винтов - 3 м, максимальная расчетная скорость - 740 км/ч, скорость на высоте 3000 м — 640 км/ч. Хвостовое оперение — нормальной схемы, элероны установлены на пилонах, связывающих фюзеляж с кольцевым крылом. Шасси — трехстоечное, стояночный угол 30°. Основные стойки шасси убирались в крыло. 

Мысли вслух : интересно отметить, что похожий проект перехватчика с кольцевым крылом вертикального взлета и посадки фирмы Хейнкель - "Wespe" разрабатывался в Германии в 1944 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий