26/11/23

Две статьи на одну тему. "Рождение АРСа" и "Снаряд с ракетным сердцем".

"Рождение АРСа"

Активно-реактивные снаряды (АРС) обычно считаются изобретением 60-х годов ХХ века. А между тем в начале 1943 года «специальными боеприпасами» в СССР занимался Наркомат авиационной промышленности, а конкретно – НИИ-1. Но снаряды эти были не простые, а активно-реактивные! В результате были созданы и испытаны три типа АРС: к 76-мм дивизионной пушке ЗИС-3, к 152-мм корпусной пушке образца 1910/34 годов и к 120-мм полковому миномету. Пусть военные историки и любители не морщат лоб, почему была выбрана 152-мм относительно старая пушка : ее подало на испытание ГАУ, из нее и стреляли. Благо ее снаряды и заряды были унифицированы с нашим основным корпусным орудием - 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 ...

76-мм АРС был получен переделкой штатной осколочно-фугасной гранаты весом 6,28 кг. Снаряд был разделен промежуточной ввинтной перегородкой на головную часть, содержавшую разрывной заряд, и корпус реактивной каморы.В дне снаряда располагалось шесть сопел, в центре имелось нарезное очко под воспламенительное устройство. Реактивный снаряд представлял собой одноканальную шашку пороха Н-40/8-150 весом 0,285 кг, опиравшуюся на диафрагму. В донной части снаряда помещались капсюль-воспламенитель и пороховой замедлитель. Естественно, из-за введения реактивного заряда вес взрывчатого вещества (ВВ) в снаряде уменьшился с 760 г до 200 г. Зато реактивный двигатель сообщал снаряду дополнительную скорость 95 м/с, а дальность увеличилась с 13,3 км до 14,8 км. 152-мм АРС весом 43,6 кг также был создан на базе штатного пушечного осколочно-фугасного снаряда. Пороховой заряд состоял из шашки пороха НГВ марки 110/10-300 весом 4,35 кг. Вес ВВ тоже решили уменьшить с 6,25 кг до 4,55 кг. Зато реактивный двигатель сообщал снаряду дополнительную скорость 200 м/с, что приводило к увеличению дальности с 16,2 км до 22,45 км, то есть из всей советской артиллерии дальше (до 25 км) могла стрелять только 152-мм пушка большой мощности БР-2, а их в АРГК имелось только 30 штук. В ходе полигонных испытаний 1944-1945 годов выяснилось, что в 76-мм и 152-мм АРСах прочность шашек из нитроглицеринового пороха недостаточна. Пороховые шашки растрескивались при выстреле, что приводило к выскокам давления в реактивной камере и к разрывам снарядов на начальном участке траектории. Но война уже закончилась, и среди германских трофеев наши конструкторы обнаружили такое ...
 
АРСы Третьегь Рейха

Работы над активно-реактивными снарядами были начаты в Германии в 1934 году. С помощью таких снарядов конструкторы стремились увеличить дальность стрельбы. Однако немцы столкнулись с рядом трудностей. Так, в активно-реактивных снарядах по сравнению с обычными снарядами уменьшился вес разрывного заряда, ухудшилась кучность стрельбы и т.п. Замечу, что многие эти проблемы не решены до сих пор. В предвоенные годы на работы по активно-реактивным снарядам немцы затратили около 2,5 млн. марок. Первоначально опыты шли с пушечными снарядами калибра 7,5 см и 10 см. В качестве ракетного топлива использовался черный порох. Однако из-за непрочности шашек этого пороха удовлетворительных результатов получить не удалось. Лишь в 1938 году фирме ДАГ в городе Дюнеберге удалось создать технологию прессования прочных шашек бездымного пороха и надежную схему воспламенения. В результате испытываемый опытный активно-реактивный снаряд имел дальность стрельбы на 30% большую по сравнению с обычным снарядом. В 1939 году фирмой «Баприф» был разработан 15-см активно-реактивный снаряд R.Gr.19 для 15-см тяжелых полевых гаубиц образцов 18 и 18/40. Вес снаряда составлял 45,1 кг, длина – 804 мм (5,36 калибра). Снаряд содержал 1,6 кг взрывчатого вещества. Дульная скорость снаряда – 505 м/с. Дальность стрельбы – 18,2 км. После испытаний снаряд был принят на вооружение. В 1940 году в военном арсенале города Бамберга было изготовлено 60 тыс. активно-реактивных снарядов 15cm R.Gr.19. Все они были направлены в Африканский корпус генерала Роммеля. В 1941-1944 годах фирмы «Рейнметалл» и Круппа выпустили небольшую партию улучшенных активно-реактивных снарядов 15cm R.Gr.19/40 с дальностью стрельбы 19 км. Широкого распространения эти снаряды не получили из-за плохой кучности стрельбы и малой прочности снарядов. Отклонения по дальности при стрельбе на 19 км составляли до 1250 м.

Проектирование 28-см сверхдальнобойной железнодорожной пушки K5(E) было начато фирмой Круппа в 1934 году. Первый ствол был отстрелян в 1936 году. Пушка K5(Е) имела очень длинный ствол, в 1,5-2 раза длиннее, чем другие железнодорожные или морские 28-см орудия. За это немецкие солдаты называли K5(Е) «Стройной Бертой» («Schlank Berta»). К 1 сентября 1939 года на вооружении было три 28-см пушки K5(E) и 360 выстрелов со снарядами Gr.35. Стоимость одной установки составляла 1,25 млн. рейхсмарок. В 1939 году было изготовлено две установки K5(Е), в 1940 году ≈ три, в 1941 году ≈ две, в 1942 году ≈ восемь, в 1943 году ≈ две установки. Первые образцы стволов предназначались для стрельбы снарядами с готовыми выступами и имели 12 глубоких нарезов (глубина 6,75 мм). Ширина нарезов – 15,88 мм, крутизна постоянная 5,5 градуса. Из таких стволов стреляли 28-см гранатами Gr.35 длиной 1276/4,5 мм/клб и весом 255 кг. Снаряды имели 12 готовых выступов на корпусе. Снаряд содержал 29,3 кг взрывчатого вещества. При заряде весом 175 кг начальная скорость составляла 1130 м/с, а дальность 62,4 км. Чтобы увеличить дальность стрельбы, в ходе войны были созданы активно-реактивные снаряды Raketen-Granate 4341 весом 245 кг, длиной 1220/4,3 мм/клб. Снаряд содержал 17 кг взрывчатого вещества. Дульная скорость снаряда составляла 1120 м/с. После вылета снаряда из ствола включался реактивный двигатель, работавший две секунды. Средняя сила тяги снаряда – 2100 кг. В качестве топлива в двигателе было 19,5 кг дигликолевого пороха. Дальность стрельбы снаряда Raketen-Granate 4341 составляла 87 км, то есть пушка могла из Кале или Булони обстреливать ряд южных британских городов. Недостатком активно-реактивного снаряда было сравнительно большое рассеивание – по дальности 2,2%, боковое 1,8%. Активно-реактивный снаряд имел стальной поддон, вышибаемый газами двигателя снаряда. В связи с этим перед орудием была установлена опасная зона 10–15 м длиной и 4 м шириной. Работа над этим выстрелом была начата в 1941 году. Опытные стрельбы закончены, и снаряд принят на вооружение летом 1944 года. Комплект боеприпасов составлял 50% к нормальным выстрелам K5(Е). Всего было изготовлено снарядов: для испытаний – 200 штук, для обучения ≈ 30 штук, для боевого применения ≈ 600 штук. Стоимость всех работ составила около 800 тыс. рехсмарок.
 
Тайна профессора Троммсжорфа

В середине октября 1936 года в Управлении вооружения Третьего рейха появился посетитель ≈ профессор Троммсдорф. Он предложил фантастическую идею ≈ артиллерийский снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ВРД). Самое удивительное, что немецкие генералы, готовившиеся к блицкригу на Западе и Востоке, не спустили его с лестницы. Троммсдорфу выделили лабораторию и предложили для начала провести опыты с 8,8-см зенитной пушкой. Ракетным топливом снаряда Троммсдорфа служила смесь сероуглерода и дизельного топлива, причем в камере его двигателя сгорало не только топливо, но и кислород, полученный из воздуха, попадавшего в воздухозаборники снаряда. Первоначально Троммсдорфом был создан опытный образец 8,8-см зенитного снаряда Е1, скорость которого достигала 920 м/с. В снаряде общим весом 4,7 кг вес порохового двигателя составлял 0,3 кг. В 1940 году был создан 10,5-см зенитный снаряд. Из общего веса 9,6 кг на пороховой двигатель приходилось 0,9 кг, и была достигнута скорость 1050 м/с. В 1943 году был создан снаряд С1 для 21-см пушки. Из 90 кг веса снаряда С1 6 кг приходилось на ракетное топливо. Благодаря работе прямоточного двигателя скорость снаряда С1 достигла 1475 м/с, а дальность ≈ 200 км. Самым мощным снарядом доктора Троммсдорфа стал 28-см снаряд С3 для железнодорожной пушки K5(Е). Вес снаряда – 170,4 кг, вес ракетного топлива – 16,3 кг, вес ВВ – 9,6 кг. Прямоточный двигатель разгонял снаряд до скорости 1860 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 350 км, то есть больше, чем у баллистической ракеты ФАУ-2 и крылатой ракеты ФАУ-1. Таким образом, пушка K5 с территории Франции могла обстреливать Лондон.

Основная проблема ВРД ≈ низкое давление поступавшего воздуха в камере. Однако в С3 это проблема легко решалась за счет высокой дульной скорости снаряда (свыше 1000 м/с) и специальной конструкции воздухозаборника, обеспечивавшего сильный бросок давления воздуха. Проходя через воздухозаборник, воздух сильно нагревался, и вспрыскиваемое через форсунки под большим давлением горючее самовоспламенялось. Из пушки K5 было произведено несколько стрельб опытным снарядом С3. Троммсдорф применил в конструкции снарядов ряд уникальных технических решений, однако доведение снаряда до ума представляло огромные сложности. И к маю 1945 года снаряды Троммсдорфа не вышли из стадии опытно-конструкторских работ. Сам же конструктор оказался в советской зоне оккупации Германии. Советские власти в своей зоне оккупации в глубочайшей тайне создали два ракетных НИИ: «Берлин» ≈ на базе берлинского завода «Гема» и «Нордхаузен» ≈ на базе созданного группой советских специалистов во главе с Борисом Чертоком института «Рабе» в городе Бляйхероде. Для координации и материально-технического обеспечения всех проводимых в Германии работ по реактивному вооружению было создано представительство Специального технического комитета по ракетной технике с громким названием «Центральное управление Уполномоченного Спецкомитета при Совете Министров СССР по Германии».
Перед институтом «Нордхаузен» ставилась задача освоения, воспроизводства и испытаний на территории Германии ракеты ФАУ-2, а перед институтом «Берлин» – задачи сбора материалов и воспроизведения зенитных управляемых ракет, а также наземных реактивных снарядов. Оба института комплектовались немецкими специалистами, участвовавшими в создании реактивного вооружения, и командируемыми из Советского Союза гражданскими специалистами. Начальником института «Нордхаузен» был генерал-майор Лев Михайлович Гайдуков, его первым заместителем и главным инженером – Сергей Павлович Королев. Начальником института «Берлин» был бывший заместитель начальника технического отдела Наркомата боеприпасов Дмитрий Григорьевич Дятлов, главным инженером – будущий академик, создатель большинства комплексов наземного пускового оборудования для систем управляемого и неуправляемого реактивного вооружения Владимир Павлович Бармин. В институте «Берлин» было создано несколько КБ, доводивших захваченные опытные образцы германских ракет. Так, КБ-2 занималось зенитной управляемой ракетой «Вассерфаль». Руководил КБ конструктор из ЦАКБ Синильщиков. КБ-3 занималось зенитными управляемыми ракетами «Шметтерлинг» и «Рейнтохтер» и возглавлялось конструктором ОКБ-16 Рашковым. Увы, в конце 1946 года советский транспортный самолет, на котором летел Троммсдорф, потерпел катастрофу (по некоторым данным, взорвался). После гибели Троммсдорфа работы над АРСами возглавил специалист по ракетным двигателям Цейсе. Согласно устным рассказам ветеранов, работы над АРСами затормозились из-за склок советских главных конструкторов. В итоге все работы над германскими АРСами, включая турбореактивные, были прекращены, а их документация разбросана по различным секретным хранилищам. 

Александр Широкорад

 "Снаряд с ракетным сердцем"

Активно-реактивные снаряды (АРС) обычно считаются изобретением 60-х годов ХХ века. Но мы помним, что колыбелью практически всех военных технологий второй половины XX столетия, включая ракетное и ядерное оружие, стала Вторая мировая война. Неудивительно, что и подлинное начало истории АРС также относится к тем горячим временам. Разработки активно-реактивных снарядов под кодовым названием «специальные боеприпасы» в начале 1943 года у нас вел Наркомат авиационной промышленности, а конкретно – НИИ-1. Цель – увеличение дальности стрельбы при использовании стандартных орудий. По заданию Главного артиллерийского управления снаряды разрабатывались для дивизионной пушки ЗИС-3 (76 мм), корпусной пушки обр. 1910/34 г. (152 мм) и полкового миномета (120 см). На довольно-таки старую 152-мм пушку выбор пал, возможно, потому, что ее снаряды и заряды были унифицированы с новым корпусным орудием – пушкой-гаубицей МЛ-20.

 Непослушные шашки

76-мм АРС был получен в итоге переделки штатной осколочно-фугасной гранаты массой 6,28 кг. Поскольку в снаряд необходимо было встроить двигатель, пришлось разделить его в винтной перегородкой на собственно боевую часть с разрывным зарядом и реактивную камору, куда помещалась одноканальная шашка пороха Н-40/8-150 массой 0,285 кг. Газы от сгорания пороха истекали через шесть сопел в дне снаряда, в нем же предусматривалось отверстие для воспламенителя. Что характерно для АРС, из-за введения реактивного заряда вес взрывчатого вещества в снаряде уменьшился с 760 г до 200 г. При этом дальность увеличилась всего на полтора километра – с 13,3 до 14,8 км.

152-мм АРС массой 43,6 кг также был создан на базе штатного пушечного осколочно-фугасного снаряда. А вот 120-мм АРС представлял собой новую конструкцию массой 31,5 кг против штатной 120-мм мины массой 16 кг.

В ходе полигонных испытаний 1944–1945 годов выяснилось, что в 76-мм и 152-мм АРС пороховые шашки растрескивались при выстреле. Это приводило к неравномерности сгорания топлива, скачкам давления и в результате к взрыву. Исключением стали 120-мм минометные снаряды – видимо, сказалось то, что они конструировались заново. Однако испытать их в деле не удалось: война подошла к концу.

Тем же путем

Знаменитый ракетный конструктор Борис Черток в своих воспоминаниях о поездках в послевоенную Германию для изучения инженерного наследия Третьего рейха как-то заметил, что, несмотря на расстояния, границы и военно-политические преграды, наука и в СССР, и в Германии, и в США развивалась параллельными путями, будто бы ученых соединяла некая телепатическая связь. Изучая немецкие трофеи, представители советского оборонпрома могли убедиться, что и тема АРС была вполне близка нашим только что поверженным противникам.

Работы над активно-реактивными снарядами были начаты в Германии в 1934 году, и сразу перед конструкторами обозначились главные проблемы. Мало того, что необходимость размещения реактивной каморы снижала вес разрывного заряда, так еще и ухудшилась кучность стрельбы: стабилизация в полете ракеты – задача куда более сложная, чем стабилизация пушечного снаряда. Первоначально опыты шли с калибрами 75 и 100 мм, а в качестве ракетного топлива использовался черный порох. Однако тут у немцев возникли те же сложности, что и позже у отечественных конструкторов: пороховые шашки трескались, снаряды преждевременно взрывались.

Лишь в 1938 году фирма ДАГ в городе Дюнеберге смогла создать технологию прессования прочных шашек бездымного пороха и надежную схему воспламенения. Только тогда удалось добиться от снарядов надежности и увеличить их дальность на 30%.

В 1939 году был разработан 150-мм активно-реактивный снаряд R.Gr.19 для тяжелых полевых гаубиц обр. 18 и 18/40. После испытаний снаряд был принят на вооружение.

Дотянуться до Британии

Несмотря на ряд удачных конструкций, немцы быстро поняли, что преимущества активно-реактивной схемы могут максимально проявиться в применении не к полевой артиллерии, а к сверхдальней стрельбе. В эпоху, когда ракетное оружие еще недостаточно показало свою эффективность, Германия делала ставку на гигантские пушки и гигантские снаряды. Одной из таких суперпушек стало железнодорожное орудие K5(E) калибром 280 мм. Орудие длиной 32 м весило 218 т и базировалось на двух шестиосных железнодорожных платформах.

Чтобы увеличить дальность стрельбы, в ходе войны для этой пушки, прозванной «Стройной Бертой», были созданы активно-реактивные снаряды Raketen-Granate 4341 массой 245 кг. В качестве топлива в двигателе было 19,5 кг дигликолевого пороха. Дальность стрельбы Raketen-Granate 4341 составляла 87 км, то есть пушка могла из Кале или Булони обстреливать ряд южных британских городов.

Впервые на сверхзвуке

Однако самое интересное развитие тема артиллерийского снаряда с реактивным ускорением получила в работах немецкого конструктора Вольфа Троммсдорффа. Вместо порохового ускорителя он задумал снабдить снаряд… воздушно-реактивным двигателем прямоточного типа. Свою идею Троммсдорфф предложил Управлению вооружений Третьего рейха еще в октябре 1936 года, и германские военные чиновники приняли идею неожиданно благосклонно. Ученому была выделена лаборатория для экспериментов со знаменитой «ахт-комма-ахт» – зенитной пушкой калибра 88 мм, легшей позже в основу целой линейки полевых и танковых орудий. Снаряд Е1 (по некоторым данным, подкалиберный, с поддоном) был впервые испытан в 1939 году, правда поначалу не с прямоточным двигателем, а с ускорителем в виде пороховой шашки. В 1942-м, наконец, прошли испытания снаряда с жидким топливом, в качестве которого выступала смесь сероуглерода и дизельного топлива. Окислителем был, естественно, атмосферный кислород. Снаряд полетел со скоростью 920 м/с, что составляет примерно 3М. Так впервые в истории был продемонстрирован сверхзвуковой полет с помощью воздушно-реактивного двигателя. На достигнутом Троммсдорфф не остановился, и в ходе Второй мировой разработал снаряды для калибров 105 мм (Е2), 122 (Е3) и 150 (Е4). Последний развивал скорость до 4,5 М, используя в качестве топлива тот же сероуглерод.

В 1943 году был создан снаряд С1 для 210-мм пушки. Из 90 кг массы этого снаряда 6 кг приходилось на ракетное топливо. Благодаря работе прямоточного двигателя скорость снаряда С1 достигла 1475 м/с, а дальность – 200 км.

Насилие над воздухом

Далее Троммсдорффу предстояло выступить уже в тяжелом весе. Вдохновленный опытами с АРС, которые предназначались для суперпушки К5(E), конструктор берется за создание дальнобойного мегаснаряда С3, в котором в роли ускорителя вместо ракетного двигателя выступит воздушно-реактивный прямоточный двигатель. При заявленной длине 1,35 м, массе 170 кг и калибре 280 мм С3 должен был развивать скорость до 5,5 М и лететь на расстояние 350 км, что вполне позволило бы с французского берега держать добрую половину Англии под обстрелом. Дульная скорость снаряда составляла бы при этом 4400 км/ч. В качестве топлива в двигателе предполагалось использовать дизельное топливо, которое поджигалось раскаленным от сжатия воздухом (как это происходит в дизельном ДВС). Кстати, именно достижение нужной плотности воздуха составляет одну из основных проблем при проектировании прямоточных двигателей. У двигателей этого типа в отличие от турбореактивных нет турбины-компрессора, и сжатие воздуха производится в ходе торможения набегающего потока в специальном входном устройстве – диффузоре. Воздух обтекает иглу (конический выступ) центрального тела диффузора, а затем устремляется в кольцевой канал. Конфигурация центрального тела такова, что в процессе обтекания вокруг него происходят скачки уплотнения – несколько косых скачков и один замыкающий прямой. Такая многоскачковая схема, позволяющая избежать потерь при торможении воздуха, была разработана словенско-австрийским исследователем в области газодинамики Клаусом Осватичем (1910 – 1993). Вольф Троммсдорфф имел возможность пообщаться лично с Осватичем и другими корифеями газодинамики вроде Людвига Прандтля, когда еще до войны был приглашен на работу в знаменитый Институт Кайзера Вильгельма (ныне – Макса Планка) в Геттингене. Позже конструктору удалось проверить и применить идеи своих консультантов на практике. Однако, судя по всему, ни одного выстрела снарядом С3 из пушки K5(E) до окончания войны произведено так и не было.

Предвестник «Бури»

Логическим продолжением работ Троммсдорффа над АРС с прямоточным двигателем стал проект D-6000– одна из попыток нацистских инженеров дать Рейху «длинные руки» и предложить асимметричный ответ тотальному господству англо-американской бомбардировочной авиации. Речь идет о межконтинентальной крылатой ракете, которая теоретически могла бы дотянуть карающий меч с европейских берегов до Нового Света. Поначалу D-6000 виделась как двухступенчатая система. По замыслу Троммсдорффа, ракета длиной 10,2 м, диаметром 1,12 м и массой 9 т должна была подниматься с помощью бомбардировщика на высоту 8 000 м, откуда предполагалось производить запуск. На более поздней стадии разработки темы пуск было решено проводить с установленной на земле катапульты. После старта закрепленные на концах крыльев твердотопливные ускорители разгоняли бы D-6000 до 850 м/с, после чего включался прямоточный двигатель. Он должен был довести скорость снаряда до 3,55 М и отправить его в крейсерский полет на высоте 24 000 м. Потратив 5 т топлива, ракета, если бы она когда-нибудь воплотилась в металле, могла бы забросить БЧ массой 1 т на расстояние 5300 км. Есть также неподтвержденные сведения о том, что в качестве первой ступени для запуска этого снаряда рассматривалась баллистическая ракета типа V-2, однако сама V-2 в том виде, в каком мы ее знаем, не смогла бы справиться с этой задачей из-за недостаточной мощности. D-6000 так и осталась проектом, однако у нее, похоже, есть неофициальные потомки. В 1940 – 1950-х годах в СССР и США велись разработки межконтинентальных сверхзвуковых крылатых ракет с прямоточным воздушно - реактивным двигателем для доставки ядерной БЧ на территорию вероятного противника. В Америке это проект North American Navaho, а в нашей стране – Ла-350 «Буря», которую построили в КБ Лавочкина. Оба проекта привели к созданию летающих образцов, и оба были прекращены по одной и той же причине – для поставленной задачи баллистические ракеты оказались более перспективными.

Таинственное десятилетие

Важно заметить, что с идеями Троммсдорффа советским конструкторам удалось познакомиться непосредственно. После окончания войны на территории побежденной Германии советские власти в глубочайшей тайне создали два ракетных НИИ, задачей которых было активное освоение опыта немецких конструкторов, в том числе при непосредственном их участии. Один из этих НИИ был организован на базе берлинского завода «Гема» и получил название «Берлин». Перед институтом ставилась задача сбора материала о созданных в Германии зенитных управляемых ракетах и наземных реактивных снарядах и повторения этих конструкций в металле. «Берлин» подразделялся на несколько КБ. Например, КБ-2 изучало ЗУР «Вассерфаль», КБ-3 – ЗУР «Шметтерлинг» и «Рейнтохтер». А вот на долю КБ-4 под руководством Н.А. Судакова выпала работа с наследием Троммсдорффа, причем сам ученый занял в этом КБ должность ведущего конструктора. На тот момент в центре интереса советского оборонпрома оказались АРС С3 – те самые 280-мм снаряды, которые выстреливались из К5. Троммсдорффу было предложено сделать доработанный вариант АРС, который предполагалось испытать на отремонтированных трофейных орудиях. Однако по не очень понятной причине работы над АРС были некоторое время спустя свернуты. Возможно, свою роль сыграла война амбиций между советскими главными конструкторами.

Вольф Троммсдорфф не самая знаменитая фигура среди ракетчиков Третьего рейха, и потому о его судьбе после работы в КБ-4 института «Берлин» известно не так уж много. В отечественных источниках приходится встречать сведения о том, что конструктор погиб в конце 1946 года в авиакатастрофе, которую потерпел советский военно-транспортный самолет. Возможно, в этих сообщениях мы слышим отголоски неких официальных версий, призванных объяснить, куда внезапно делся из Германии известный ученый. Однако, судя по всему, версия о гибели Троммсдорффа в катастрофе не соответствует действительности. В 1956 году авторитетнейший журнал об авиации Flight Global рассказал в одном из своих номеров о научном симпозиуме, прошедшем в том же году в Мюнхене. Задача симпозиума заключалась в том, чтобы обобщить опыт немецких ученых и конструкторов времен Второй мировой в области изучения реактивного движения и постройки ракетных и воздушно-реактивных двигателей. Журнал сообщает, что на симпозиуме с лекцией о своих проектах от E1 до D-6000 выступил сам Вольф Троммсдорфф, недавно вернувшийся из советского плена. Это очень похоже на правду, если учесть, что как раз накануне, в 1955-м, СССР официально освободил последних пленных Второй мировой. Кроме того, именно в 1956 году в Германии вышла небольшая книга с отчетом о работах по прямоточному двигателю, автором которой значится Троммсдорфф. В ней автор, в частности, подтверждает, что испытания снаряда типа С3 все же были проведены (вероятно, под контролем советских представителей), и он продемонстрировал характеристики, соответствовавшие проектным. Однако о том, какие еще работы вел немецкий ракетчик, почти десятилетие находясь в Советском Союзе, неизвестно. Возможно, об этом что-то знают архивы отечественных аэрокосмических предприятий.
 
Александр Широкорад, Олег Макаров. Май 2012 года. http://www.popmech.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий