30/11/23

Проект истребителя "Blohm und Voss" P.202 (Германия. 1944 - 1945 год)

Немцы одни из первых начали исследовать стреловидное крыло и поняли как его преимущества,так и недостатки. Плюсы стреловидного крыла были в возможности достижения гораздо большей максимальной скорости,чем при прямом крыле (без опасности при этом быть затянутым в неконтролируемое пике), а недостатки - это ухудшение взлётно-посадочных качеств из-за уменьшения подъёмной силы, смещение аэродинамического фокуса при изменении стреловидности, что приводит к увеличению балансировочного сопротивления и возрастание массы конструкции из-за наличии силовой балки и закрепляемых на ней поворотных шарниров консолей. Немцы были первыми, кто додумался как до крыла изменяемой стреловидности,так и до крыла с ассиметрично изменяемой стреловидностью, когда при отклонении консолей одна из них имеет прямую стреловидность, а вторая обратную. С 1979-го по 1981-й год американцы провели широкие исследования такого крыла на опытном самолёте конструкции Берта Рутана AD-1 и в 1985-м году фирма "Рокуэлл Интернешенл" получила контракт на разработку экспериментального сверхзвукового истребителя с таким крылом на базе "Крусейдера" (контракт не был выполнен). Но это было сделано США гораздо позже, а в Германии поначалу над таким крылом работал Вилли Мессершмитт, но в виду большой сложности проблемы он забросил эти работы. Но они были подхвачены фирмой "Блом и Фосс". В частности именно по такой схеме создавался истребитель BV. P.202 ...
Указанных выше недостатков стреловидного крыла лишены самолёты с крылом асимметрично изменяемой стреловидности. В этой схеме крыло крепится к фюзеляжу с помощью одного поворотного шарнира и изменение стреловидности консолей при повороте крыла происходит одновременно, но имеет противоположный характер.В конце 1970-х американцы при сравнительном анализе убедились, что лобовое сопротивление такой схемы на 11-20% меньше, как меньше на 14% масса конструкции, а волновое сопротивление на сверхзвуковых скоростях меньше на 26%. Однако применение такого крыла влечёт (как и всё) ряд недостатков : во-первых при большом угле стреловидности консоль с прямой стреловидностью имеет больший эффективный угол атаки , чем консоль с обратной стреловидностью , что приводит к ассиметрии лобового сопротивления и, как следствие, к возникновению паразитных разворачивающих моментов по крену, тангажу и рысканию. А во-вторых для такого крыла характерны вдвое больший рост толщины пограничного слоя вдоль размаха и любой нессиметричный срыв потока вызывает интенсивные возмущения. Но несмотря на это американцы считали, что устранение этих эффектов может осуществиться путём применения ЭДСУ,автоматического воздействия на органы управления в зависимости от скорости,угла атаки и угла стреловидности, а также применение системы сдува пограничного слоя.
Это стало известно потом, а первыми были немцы. И проект P.202 фирма "Blohm und Voss" начала разрабатывать в 1944-м году. Самолёт был оснащён трапециевидным в плане крылом которое было расположено на спине самолёта на шарнире и могло менять стреловидность от +35 до -35 градусов соответственно каждой из консолей. Силовая установка самолёта состояла их двух турбореактивных двигателей BMW-003 тягой по 840 кг. Воздухозаборник для обоих двигателей был общим и располагался под носовой частью фюзеляжа. Сами двигатели располагались под средней частью фюзеляжа рядом.
Шасси было обычным трёхстоечным с носовым колесом. Основные стойки располагались под крылом и убирались в него. В следствие этого они были необычно велики по высоте в виду выбранной схемы высокоплана. Вооружение состояло из одной пушки Мк.151/20 калибра 20-мм и двух пушек Мк.103 калибра 30-мм расположенных в носу самолёта. Взлётный вес по расчётам должен был быть около 6000-7000 кг, максимальная скорость около 900 км/ч, удельная нагрузка на крыло- 270 кг/кв.м, размах крыла- 11,98 м при прямом крыле и 10,06 м при развёрнутом на 35 градусов, площадь крыла- 20 кв.м, длина самолёта- 10,45 м. Проект не вышел за рамки теоретических проработок и эскизов.
 
http://www.luft46.com/  ,   книга "Секретные проекты истребителей люфтваффе", книга "Летательные аппараты нетрадиционных схем" П.Бауэрса и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий