Ford SIAM (Self Initiated Anti-Aircraft Missile - самозапускающаяся зенитная ракета) — проект зенитной ракеты приспособленной для использования в качестве противовоздушной мины, разрабатывавшийся компанией Ford по заказу DARPA в конце 1970-х. Проект предусматривал создание полностью автономной зенитной ракеты, которая могла бы самостоятельно обнаружить пролетающий рядом самолёт своей ГСН, самостоятельно запуститься и поразить противника. Ракета успешно прошла испытания, но не была запущена в производство ...
В конце 1970-х, DARPA инициировало программу создания т. н. «противовоздушных мин» — полностью автономных батарей зенитных ракет малого радиуса действия, которые могли бы длительное время функционировать без обслуживания и стороннего контроля. Подобные «мины», по мнению разработчиков, могли быть использованы для создания районов противовоздушной обороны в труднодоступных областях (например, в северных провинциях Канады или в арктических льдах), где размещение и обслуживание традиционных ЗРК было бы излишне дорого. Рассматривалась и возможность «активных минных постановок» — размещения автономных ракетных батарей на территории противника с помощью бомбардировщиков, с целью осложнить действия неприятельской авиации у её авиабаз.
Согласно проекту, предполагалось создать небольшую твердотопливную ракету, которая будет выставляться на позицию в транспортном контейнере. Обнаружив самолёт противника своей пассивной ГСН, ракета должна была запустить двигатель и атаковать самолёт.
Проектом также заинтересовался ВМС США, рассматривавший возможность применения ракет для самообороны подводных лодок. Предполагалось, что подводная лодка, находящаяся в районе действия вражеской противолодочной авиации, сможет обнаружить приближающийся самолёт или вертолёт по вибрациям в толще воды и вышлет на поверхность всплывающий буй с SIAM. В отличие от других проектов, подразумевающих запуск зенитных ракет с самой подводной лодки, идея применения всплывающего буя с SIAM не демаскировала саму субмарину, так как буй всплывал независимо и мог быть оснащён механизмом задержки.
Разработанная фирмой «Ford», SIAM была очень компактной ракетой, диаметром 114 миллиметров. В движение её приводил твердотопливный двигатель. Ракета запускалась из стоящего вертикально трубчатого контейнера (который предполагалось сбрасывать на парашютах с самолётов), оснащённого опорами для правильной установки при сбросе. Головная часть ракеты выступала из контейнера наружу.
Появление рядом самолёта противника автоматически активировало пассивную инфракрасную головку самонаведения ракеты, которая начинала отслеживать цель. Если цель пролетала мимо, ракета отключала ГСН и вновь переходила в режим ожидания. Если цель оказывалась в радиусе поражения, ракета автоматически запускала двигатель, вылетала из контейнера и наводилась на цель.
В 1980—1981 ракета прошла серию испытательных пусков с наземных пусковых установок, причём в одном случае была в точности имитирована боевая ситуация: ракета, установленная на позиции, самостоятельно засекла, отследила и поразила беспилотный вертолёт Gyrodyne QH-50. Но ВМС, который должен был отвечать за дальнейшее продвижение программы, в последний момент отказался от SIAM из-за дефицита средств на развитие второстепенных программ. В итоге программа была закрыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий