Работы по проектированию УАБ Hs-293 начались в 1939 году. Первый прототип Hs-293V-1 так и остался на бумаге, но уже к февралю 1940 года, специалисты фирмы "Хеншель" под руководством профессора Герберта Вагнера создали так называемую модель FZ21, иначе Hs-293V-2. В июле 1940 года начались испытания третьего прототипа, а в 1941 году в производство была запущена предсерийная модель Hs-293A-0. В январе 1942 года в серию пошла Hs-293A-1, однако на вооружение строевых подразделений Люфтваффе этот боеприпас начал поступать только в 1943 году ...
Новое оружие представляло собой стандартную немецкую фугасную бомбу SC500 с добавленными несущими плоскостями и жидкостным ракетным двигателем "Вальтер" 109-107В. Вследствие этого некоторые западные авторы относят Hs-293 к разряду крылатых ракет. Реактивный двигатель начинал работать через 1 - 1,5 секунды после сбрасывания бомбы и действовал в течение 10 секунд. Это давало увеличение скорости на 165 км/ч. Корпус бомбы прекрасно выдерживал трансзвуковые скорости. Однако, в боевых условиях бомбардировщики-носители УАБ наносили удар, как правило, с малых и средних высот, в результате чего конечная скорость бомбы редко превышала величину, соответствующую 0,5 - 0,6 М.
Самолет-носитель оснащался радиоприбором наведения FUG203 "Киль". Управление УАБ осуществлялось посредством специальной рукоятки по одному из 18 радиоканалов. Радиосигналы передавались в диапазоне УКВ и принимались смонтированным на Hs-293 устройством FuG E230 "Страсбург". От него команды поступали к механизму управления рулем высоты. Руль направления на Hs-293 отсутствовал, что налагало серьёзные ограничения на применение и требовало от экипажей определённой точности выхода на цель, причём под возможно более острым курсовым углом.
В апреле 1943 года на авиабазе Грац началось формирование первого боевого ракетоносного подразделения - II/KG100. Взамен прежних Не-111H группа получила бомбардировщики Do-217E-5, предназначенные для подвески двух УАБ Hs-293A-1. Отработкой методов применения Hs-293 занималось 36-е учебно-испытательное командование, сформированное в июле 1943 года на базе 13-й эскадрильи KG 100.
К концу лета 1943 года дислокация групп бомбардировщиков-носителей планирующих бомб была следующей: HI/KG 100 под командованием гауптмана Бернарда Йопе входила в состав 2-й авиадивизии и базировалась на аэродроме Марсель-Истр, и II/KG100 майора Франца Холльвека, временно находились в подчинении авиационного командования "Атлантика" и действовала с аэродрома Коньяк против английских сил ПЛО в Бискайском заливе.
В первый же свой боевой вылет 25 августа самолеты II/KG100 повредили близкими разрывами авиабомб Hs-293 два английских шлюпа из состава 40-й эскортной группы, осуществлявшей противолодочное патрулирование в районе мыса Финистерре. Двумя днями позже жертвами планирующих бомб стали флагман 1-й группы поддержки британский шлюп "Эгрет", который был потоплен и получивший тяжелейшие повреждения канадский эсминец "Этабаскан". Так англичане впервые столкнулись с губительным воздействием планирующих бомб. Но всего этого оказалось, по-видимому, слишком мало, чтобы в Адмиралтействе всерьез занялись поиском способов борьбы с ними.
Между тем, всё новые части Люфтваффе оснащались планирующими бомбами. 25 октября 1943 года на авиабазу Бордо-Мериньяк пришла группа II/KG40 (бывшая I/KG50), вооруженная дальними бомбардировщиками Хейнкель Не-177А-5 "Гриф". Первый свой морской вылет II/KG40 совершила 21 ноября, когда 25 машин, каждая которых несла по две УАБ Hs-293, вылетели на поиск английского конвоя S" 139/MKS 230, идущего из Англии в порты Северной Африки в Сьера-Леоне. Два самолета из-за неполадок преждевременно вернулись на аэродром, три были сбиты, а оставшиеся 20 сбросили противника 40 планирующих бомб. Результат атаки был довольно скромным: потоплен транспорт "Марса" и поврежден прямым бомбовым попаданием пароход "Делиус".
Хуже обстояло дело с использованием УАБ в III/KG40, которой командовал майор Роберт Ковалевски, летавшей на четырехмоторных бомбардировщиках FW-200C "Кондор". Эта часть также входила в состав авиакомандования "Атлантика". Планирующими бомбами Hs-293 оснащались "Кондоры" модификации С-6 и более поздней С-8. Всего произведено 33 машины обеих модификаций. Однако дальше испытательных и учебных полетов дело фактически не пошло. Причиной, по всей видимости, стали недостаточные к тому времени лётные характеристики этой машины. Единственная известная нам попытка боевого применения FW-200 в качестве ракетоносца была предпринята 28 декабря 1943 года и сорвалась из-за того, что английская патрульная летающая лодка "Сандерленд" перехватила четырёхмоторный бомбардировщик с двумя подвешенными Hs-293 прежде, чем тот вышел в район цели.
Кроме названных уже машин в списке носителей УАБ Hs-293A значатся также Не-111Н-12, Не-177А-3, Do-217K-2/K-3, Do-217M-11, Do-217R, а также гигантские четырёхмоторные Не-277В-5 и Ju-290A-7. Часть этих самолетов использовалась в различного рода испытательных командованиях, другие служили в строевых частях и предполагались к полетам с планирующими бомбами. Так, самолеты Ju-290A-7 стояли на вооружении 5-й дальней разведывательной группы, действовавшей в составе авиационного командования "Атлантика", несколько Do-217M и Do-217R - в HI/KG 100. Однако сведениями об их боевом использовании в качестве носителей УАБ (кроме Do-217K, действовавших в составе HI/KG 100) мы не располагаем.
Были у Hs-293 и недостатки. В частности, в момент отделения бомбы от самолета-носителя наблюдалась яркая вспышка, производимая ракетным ускорителем, что демаскировало "Хеншель" на фоне вечернего неба. На ней тут же сосредотачивался огонь всех зенитных орудий. В одном из конвоев при отражении налета ракетоносцев американский эсминец "Тиллмэн" сбил сразу три Hs-293. К тому же, навести планирующую бомбу в маневрирующий корабль было довольно сложно. Если в действиях против десантов, когда большое число целей сосредотачивалось на узких якорных стоянках, где возможность маневрировать и уклоняться от УАБ сводилась к нулю, на долю ракетоносцев выпадал основной успех, то в операциях против конвоев в открытом море им отводилась роль часто только вспомогательная - отвлечь на себя корабли охранения и тем самым создать условия для атаки торпедоносцев.
http://www.airwar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий