05/11/23

Авиационная пушка Ho-301 (Япония. 1943 год).

Авиационная пушка Хо-301 была разработана для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками противника (главным образом - B-29), её устанавливали на некоторые истребители сухопутных войск Японии. От всех прочих авиационных пушек периода Второй мировой войны данный образец отличается использованием безгильзовых боеприпасов. Пушка обладала низкой начальной скоростью снаряда и малой дальностью стрельбы, но достаточно высокой для такого калибра скорострельностью и разрушающей силой снаряда ...
В основном носителем этой пушки был истребитель Nakajima Ki-44. Попасть из Хо.301 в самолет было довольно трудно, но при удачном выстреле один снаряд мог развалить вражескую машину на куски, и даже в огромном B-29 делал дыру диаметром метр-полтора. На такой машине летал один из лучших японских асов лейтенант Огава. Эти пушки имели эффективную дальность стрельбы всего 150 м и чаще использовались для поражения наземных легкобронированных и небронированных целей. В качестве штурмовиков самолеты с таким вооружением применялись в Бирме.
Принцип работы автоматики - свободный затвор с опережающим воспламенением капсюля, как у автоматических пушек "Эрликон". Для боепитания применялись плоские коробчатые магазины, что упрощало размещение пушек в крыле. По две таких пушки устанавливались в крыло перехватчиков Ki-44-IIc и Ki-44-III. Безгильзовый боеприпас представлял собой компактный реактивный снаряд, или скорее, в современной терминологии, реактивную гранату, близкую по устройству к советским выстрелам для 40-мм подствольных гранатометов ГП-25 или к американским выстрелам такого же калибра для гранатометов М79 и М203. Собственно, по ряду признаков Хо-301 можно считать скорее автоматическим гранатометом, нежели автоматической пушкой.
В задней части снаряда находилась камора для метательного заряда. В нее укладывался шелковый мешочек с 10 граммами бездымного пороха. Камора с метательным зарядом закрывалась тонкой алюминиевой крышкой, поверх которого навинчивалось донце. В донце снаряда было просверлено 12 сопел - отверстий диаметром 3,8 мм. Алюминиевая крышка перекрывала и эти отверстия. При ударе по капсюлю метательный заряд воспламенялся, давление в каморе возрастало вплоть до прорыва алюминиевой крышки, после чего пороховые газы, вытекая через сопла, сообщали снаряду поступательное движение. Метательный заряд полностью сгорал до того, как снаряд вылетал из ствола.
Из-за крайне низкой начальной скорости снаряда, которая составляла всего 245 м/с, и, следовательно, невысокой настильности эта пушка годилась лишь для ведения огня по бомбардировщикам, причем только непосредственно сзади и с очень близкой дистанции. При этом, разумеется, атакующий истребитель был крайне уязвим для огня всего оборонительного вооружения бомбардировщиков, поэтому широкого распространения эта пушка не получила. 
 
Тактико-технические характеристики пушки : общая масса - 89 кг, длина - 1480 мм, длина ствола - 780 мм, снаряд - 40-мм, безгильзовый, осколочно-фугасный, начальная скорость снаряда - 245-250 м/с, скорострельность - 475 выстр./мин, эффективная дальность стрельбы - 150-180 м, автоматика - свободный затвор с опережающим воспламенением капсюля, питание-магазинное по 10 патронов. 
 
Тактико-технические характеристики снаряда : длина снаряда (со взрывателем) - 129 мм, диаметр по ведущему пояску - 41 мм, диаметр тела снаряда - 39 мм, толщина стенок - 4-5 мм, масса снаряда - 585 г, масса ВВ - около 65 г, взрыватель- контактный ударный.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий