13/11/23

Опытный палубный разведчик-бомбардировщик Short S.38 Sturgeon (Великобритания. 1946 год).

В начале 1943 года Британское Министерство Авиационной Промышленности (Ministry of Aircraft Production – MAP) и ВВС флота выдали спецификацию S.6\43, согласно которой предстояло создать многоцелевой палубный самолёт (бомбардировщик, торпедоносец, разведчик) для новых авианосцев типа “Ark Royal” и “Hermes”, а также для проектируемого “Gibraltar” водоизмещением 45000 тонн. В спецификации оговаривалась стартовая масса не более 10886 кг, максимальная длина до 14 метров и размах крыла до 18,30 метров. В столь сложном конкурсе участвовали пять фирм: Armstrong-Whitwort, Cunkiff-Owen, Fairey, Short и Westland ...
Принятый к этому времени на вооружение Fairey “Barracuda” уже не удовлетворял требованиям руководства ВВС (в чем была немалая “заслуга” Адмиралтейства), поэтому ближе к концу марта 1943 г. спецификация претерпела изменения, в сторону увеличения скорости полета. Сменив номер на S.11\43 (разведчик-бомбардировщик) Адмиралтейство не забыло упомянуть, что теперь ему требуется больше разведчик, чем бомбардировщик, в результате чего проекты самолётов предстояло здорово переработать. В этой ситуации фирма Short разработала два проекта – с двумя двигателями Rolls-Royce “Merlin” и с одним Bristol “Centaurus”. Окончательный выбор был остановлен на двухмоторном варианте, получившем собственное имя “Sturgeon” (Осётр). Так получилось, что “Sturgeon” должен был стать первым специально спроектированным палубным самолётом с двумя двигателями, потому как до этого времени на кораблях служили лишь модификации самолётов берегового базирования.
В октябре 1943 года МАР заключило с фирмой Short договор на постройку трех прототипов, имевших фирменное обозначение S.38, а в 1945 г. получивших новую аббревиатуру S.A.1. Работа проходила под руководством инженера К.П.Т.Липскомба. По сути, в конструкции самолёта не было ничего необычного – это был цельнометаллический моноплан с убираемым трехопорным шасси и экипажем из 2 человек. Разведывательное оборудование - три камеры, возможно было размещение радара в носовой части фюзеляжа при модификации. При вылете на визуальную разведку на борт брался третий член экипажа. Вооружение “Sturgeon” состояло из передней стрелковой установки с двумя 20-мм пушками и двумя пулемётами 12,7-мм (или четырьмя пулемётами 12,7-мм), а также бомб и торпед общей массой до 900 кг. Под крылом также могли подвешиваться ракеты-до 16 штук. В качестве двигателей были выбраны “Merlin” 140.
Первый прототип S.Mk.I (номер RL787) облетали лишь 7 июня 1946 г. в Рочестере. Двумя годами позже – 18 мая 1948 г. пилот Джон С.Бут облетал второй прототип (RK791). Разумеется, после окончания войны самолёт, созданный по спецификации четырехлетней давности перестал быть актуальным и Адмиралтейство предложило использовать его как скоростной буксировщик мишеней. С этой целью была выдана новая спецификация Q.1\46 – теперь несостоявшемуся бомбардировщику предстояло переквалифицироваться во второразрядную машину, предназначенную для калибровки радаров.
Новый вариант обозначался как S.A.2 (первоначально – S.39) или TT.Mk.2. Первые два прототипа (VR363 и VR371), один из которых был переоборудован из третьего опытного S.Mk.I (RK794), поступили на испытания 1 сентября 1949 года. После серии небольших доработок заводы Short выпустили 24 серийных самолёта “Sturgeon” TT.Mk.2 (номера TS475 – TS498). На испытания они начали поступать в 8 июня 1950 г., а окончательная приемка буксировщиков завершилась к концу года. Все самолёты поступили в состав 703 Sqd. (Форд), 728 Sqd. (Хал Фар, Мальта) и 771 Sqd. (Ли-он-Солент). Появившаяся несколько позднее версия S.B.9 со складывающимися крыльями была одобрена морской авиацией и получила военное обозначение TT.Mk.3. На вооружение они начали поступать с июля 1954 г. и продолжали служить до ноября 1958 года включительно.
Тактико-технические характеристики : размах крыла - 18,21 м, общая длина - 14,88 м, высота - 4,02 м, площадь крыла - 52,39 кв.м, максимальный взлётный вес - 10138 кг, двигатели - два поршневых Rolls-Royce Merlin 140S мощностью по 1660 (2080) л.с, максимальная скорость - 600 км/ч, крейсерская скорость - 486 км/ч, практическая дальность - 2574 км, потолок - 10880 м, экипаж - 2-3 человека, вооружение (в изначально предполагаемом боевом варианте) : 2 пушки 20-мм, 2 пулемёта 12,7-мм (или 4 пулемёта 12,7-мм), до 900 кг бомб или торпед, до 16 НАР под крылом. 
 
 
Во второй половине 1940-х годов для замены истребителей-штурмовиков "Файрфлай", в ходе работ по спецификации N.21/45 был разработан эскизный проект реактивного варианта "Sturgeon" в качестве палубного и берегового ночного истребителя. В качестве силовой установки планировались два турбореактивных двигателя Rolls Royce AJ.40 тягой по 1600 кг.
Фюзеляж был изменён, нос приподнят, горизонтальное оперение установлено на середине высоты киля,чтобы не попадать в струю от реактивных двигателей. В носу планировалось установить радар. Экипаж состоял из двух человек : пилота и оператора радара. Вооружение размещалось под носовой частью самолёта и состояло из четырёх 20-мм пушек Hispano. Запас топлива за счёт бомбоотсека и ликвидации фотокамер был увеличен до 910 галлонов (4136 литров) в девяти отдельных баках. Этот проект так и остался на бумаге.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий