15/11/23

Опытная гаубица SITECSA 155/45 ST (Испания. 1985 - 1994 год).

В 1985 году испанская фирма СИТЕКСА при активном участии компании «Спейс рисёрч корпорейшн» знаменитого Джеральда Булла начала разработку собственной 155-мм артиллерийской системы с длиной ствола 45 клб. К исследованиям в большей или меньшей степени были привлечены также фирмы Австрии, Китая, Франции и Югославии. Был разработан образец, получивший наименование 155-мм буксируемая пушка-гаубица 155/45 ST использовать которую предполагалось либо в классическом буксируемом варианте, либо со вспомогательной силовой установкой. Эта система рассматривается как значительно улучшенная модификация 155-мм гаубицы GC-45. При создании образца разработчики исходили из требования внедрения новейших технологий в конструкцию системы, которая вместе с тем должна быть максимально простой. По сравнению с аналогом (GC-45) количество составных элементов было сокращено на 30 % ...
Технологический процесс производства ствола был значительно улучшен, автофретация производилась механическим способом, нехарактерным для артиллерийских систем западной разработки. Кроме того, было решено отказаться от традиционной нарезки постоянной крутизны и использовать советскую практику прогрессивной нарезки (глубина нарезов в этом случае составляет 1,6 мм, что несколько больше, чем у 155-мм стволов арторудий стран НАТО). С учетом применения новых, разработанных специально для создаваемого орудия метательных зарядов живучесть ствола при стрельбе на максимальную дальность повысилась до 3000-4000 выстрелов. Новый 155-мм автофретированный ствол длиной 45 клб позволяет вести стрельбу как снарядами улучшенной аэродинамической формы ERFB-BB, так и стандартными боеприпасами НАТО. Максимальная дальность при стрельбе осколочно-фугасным снарядом составляет 24 км, снарядом ERFB - 30 км, ERFB-BB - 39,6 км. Прорабатывались варианты использования двух типов затворов: поршневого и клинового. На данный момент предпочтение отдается клиновому затвору с обтюрацией гильзы, подобному применяемому на 130-мм буксируемой пушке М46 советской разработки и ее лицензионных вариантах. По мнению специалистов, затворы поршневого типа, применяемые на таких 155-мм буксируемых артиллерийских системах, как FH-70, GC-45 и некоторых других, менее надежны при эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях. В качестве основания для данного утверждения рассматривался опыт использования артиллерийских систем как с одним, так и с другим типом затворов во время ведения боевых действий между Ираном и Ираком. В последующем в качестве возможного варианта было предложено орудие с поршневым затвором байонетного типа, если заказчика по каким-либо причинам не удовлетворяет клиновый затвор. Конструкция лафета также претерпела определенные изменения, которые в большей степени коснулись верхнего станка. В частности, была произведена замена уравновешивающего механизма, благодаря чему значительно снижена величина крутящего момента на маховике привода подъемного механизма. Были разработаны новые противооткатные устройства, предусмотрена возможность изменения длины отката в зависимости от угла возвышения орудия. На новом орудии и задней части люльки установлен досылающий механизм пневматического типа, аналогичный используемому в 155-мм самоходной гаубице М109А2/АЗ американской разработки, а цилиндр со сжатым воздухом крепится на левой станине. Максимальная скорострельность составляет 5 выстр./мин для первых 60 с ведения огня и 2 выстр./мин в течение продолжительного периода времени. При модернизации нижнего станка были установлены дополнительные сошники для большей стабилизации орудия при ведении огня с рыхлого грунта (песка), улучшена конструкция поворотного механизма и благодаря установке вспомогательного гидравлического привода облегчена процедура разведения станин, что в конечном итоге сократило время перевода из походного положения в боевое (до 4 мин) и несколько улучшило эргономику процесса. После создания прототипа 155-мм гаубицы 155/45 ST специалисты фирмы СИТЕКСА в качестве отдельной разработки предложили вариант нового лафета для 155-мм артсистем, на котором предусмотрена возможность монтирования новых противооткатных устройств и стволов в следующих вариантах: длиной 39 клб с объемом зарядной каморы 18 л; 45 или 52 клб с объемом зарядной каморы 23 л; 50 клб с объемом зарядной каморы 32 л; поршневого затвора с полуавтоматикой. По утверждению разработчиков, время, необходимое для замены ствола в полевых условиях расчетом из трех человек, не превышает 60 мин. Для того чтобы перестроить противооткатные устройства на нормальное функционирование с новым стволом, требуется не более 5 мин. Конструкция лафета 155-мм 155/45 ST предусматривает при необходимости установку в передней части нижнего станка вспомогательной силовой установки (дизельный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 125 кВт). В этом случае, по мнению специалистов фирмы СИТЕКСА, образец сможет передвигаться с максимальной скоростью 35 км/ч и преодолевать подъемы крутизной до 40°. Кроме того, механизируются процессы разведения и сведения станин, а также опускания опорной платформы. Ещё в начале 1990-х годов фирма СИТЕКСА ведет работы по созданию 203,2-мм буксируемой системы, использующей лафет 155-мм БПГ 155/45 ST. При этом разработчиков не смущает тот факт, что США и большинство других стран НАТО рассматривают 203,2-мм орудия как малоперспективные и проводят политику постепенного снятия их с вооружения. Предполагается, что дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом массой около 88 кг при использовании ствола длиной 45 клб составит 40 км, а для снаряда оптимальной аэродинамической формы с донным газогенератором - 50 км. На начало 1993 года были созданы три экспериментальных образца, один из которых описывается как механизированная система, способная использовать колесный и гусеничный типы лафета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий