25/12/23

Танцы вокруг "Геркулеса" С-130 (США).

С-130 "Геркулес" наверно можно назвать одним из самых успешных транспортных самолётов в истории авиации. Пожалуй лишь DC-3 способен поспорить с ним по известности. И сейчас, несмотря на почтенный возраст "Геркулес" почти не сдаёт свои позиции. Не стоит сейчас описывать его историю и причины успеха - множество других авторов сделали это достаточно хорошо. Мы же поговорим о другом. Как любой успешный самолёт, "Геркулес" получил множество модификаций. Модернизировали его конструкцию, дорабатывали шасси, топливную систему. Неоднократно менялось электронное оборудование, устанавливались более совершенные двигатели, создавались специализированные модификации. Но ещё больше проектов так и не покинули чертёжные доски. О них и пойдёт речь. Не будем особо концентрироваться на каждом самолёте, рассказывая историю разработки и подробные ЛТХ. Скорее это будет краткое перечисление с картинками, благо многие говорят сами за себя ...
1. Проект летающей лодки на базе С-130. Предполагалось использовать в местах где нет подходящего аэродрома даже для "Геркулеса". Разрабатывалась как в коммерческом так и в военном варианте. 1975 год.
2. Второй подход к созданию плавающего "Геркулеса" из 1995 года. Имел точно такое же обоснование как и предыдущий, но был выполнен в виде поплавкового гидросамолёта. Это позволило бы делать гидросамолёты из уже построенных "Геркулесов". Разрабатывалась только военная версия.
3. C-130 WBS (Wide Body STOL - широкофюзеляжный укороченного взлёта и посадки) - один из вариантов серьёзной модернизации С-130 предложенный в 1984 году. Кроме новых двигателей, электроники и авионики незначительно увеличились размеры. Ширина увеличилась лишь с 10 до 11,7 метров, высота от 9,1 метров до 11,3, а длина от 41,4 до 48,1 метров. Вот такой "широкофюзеляжник"). Но даже такое относительно небольшое увеличение самолёта позволило бы ему возить шедевр американского БМП-строения - "Бредли".
4. Lockheed L-400 "Twin Herc" - упрощённая двухдвигательная версия гражданского "Геркулеса" L-100. Отказ от двух двигателей при установке новых более мощных и экономичных серьёзно снизил бы затраты топлива и повысил коммерческую привлекательность самолёта. Разрабатывался только в гражданском варианте. 1977 год.
5. C-130XL - снова широкофюзеляжный увеличенный "Геркулес", но уже из 2008 года. Создан из опасения, что перспективные системы вооружения уже нельзя будет транспортировать обычным С-130. Судьба проекта на данный момент точна не известна.
6. C-130 VLS - ещё один проект модернизации "Геркулеса" конца 70-ых. В самом названии указаны улучшаемые параметры: VLS - Volume-Loadability-Speed (Объём - Грузоподъёмность - Скорость). Если первые два были выполнены банальным увеличением, то ради скорости не только поставили новые двигатели, но и пересмотрели аэродинамику.
7. С-130 USB - проект оснащения С-130 турбореактивными двигателями, расположенными над крылом. (Привет АН-72!). 1982 год. Разумеется асимметричная только модель - так сделано для наглядности разницы.
8. EC-130 ARE (Airborne Radar Extension) - проект самолёта ДРЛО наземного базирования на базе "Геркулеса" с радаром APS-125, используемом на флотском E-2C Hawkeye. 1981 год.
9. RC-130 - самолёт электронной разведки, попытка создания более дешёвого варианта RC-135 "Rivet Joint" с той же аппаратурой. 1983 год.
10. C-130 AEW - ещё один проект ДРЛО на базе "Геркулеса". Разрабатывался на экспорт для стран-операторов E-2C Hawkeye, которые не могут себе позволить дорогой Е-3. 1984 год.
11. Проект ДРЛО на базе С-130 с радаром от Е-3 для береговой стражи США. 1985 год.
12. L-100-60 - проект гражданской версии "Геркулеса" увеличенной грузоподъёмности. 1979 год.
13. Проект оснащения С-130 воздушной подушкой вместо шасси. Это бы позволило "Геркулесу" спокойно садиться как на неподготовленные площадки так и на воду. 1966 год.
14. North American NA-382. Развитием "Геркулеса" пробовали заниматься не только его создатели из "Локхид". Некоторые другие фирмы так же пытались создать проект модернизации и получить хороший военный заказ. Так в 1975 году в Норт Американ был разработан проект установки на С-130 четырёх турбореактивных двигателя GE F101. Это а так же развитая механизация крыла серьёзно укорачивало взлёт и посадку самолёта.
15. C-130 c XJ99. Проект превращения "Геркулеса" в полноценный СВВП путём установки под крылом гондол с дополнительными подъёмными двигателями XJ99, разработанных в Дженерал Моторс. 1966 год.
16. C-130 PL. Проект ДеХевиланд совместно с Боинг оснащения "Геркулеса" новыми трёх-поточными двухконтурными двигателями. Предполагалось, что это серьёзно уменьшит расходы топлива при сохранении исходной мощности, или при установке более мощных подобных двигателей при том же расходе топлива сделает С-130 самолётом укороченного взлёта и посадки. 1987 год.
17. Проект СВВП с поворотным крылом на базе С-130. Разработан совместно Боинг и НАСА. 1990 год.
18. Groen Gyrolifter. Проект винтокрыла на базе С-130. Разработан в 2005 году в частном порядке фирмой Groen Brothers Aviation.
19. GL-207-42 Super Hercules. Проект глубокой модернизации С-130, создан в 1962 году. Имел стреловидное крыло и четыре турбореактивных двигателя JT3D-11. Позже на основе этого концепта был разработан C-141 Starlifter.
http://youroker.livejournal.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий