31/12/23

"Альфа" и "Бета". На пути к полноценному ударному вертолёту. (ЮАР. 1985 / 1988 год).

ВС ЮАР уже давно требовался ударный вертолет, но введенное против "государства апартеида" эмбарго не позволяло приобрести такие машины за рубежом. Тогда в ЮАР фирмой "Atlas Aircraft Corporation" (в настоящее время Denel) по заказу ВВС страны создан легкий ударный вертолет огневой поддержки XH-1 Alpha. Вертолет разрабатывался в качестве демонстратора концепции для тогдашнего планового проекта Rooivalk. Хотя официальные представители командования ВВС утверждали, будто эта машина является полностью собственной разработкой, тем не менее в зарубежной печати отмечается, что в ее конструкции использованы многие узлы и агрегаты французского вертолета Alouette III ...
Проектирование легкого боевого вертолета ХН-1 Alpha велось компанией "Atlas ", работы были начаты в марте 1981 года. Фюзеляж был спроектирован заново, а от SA 316В взяли несущий винт и трансмиссию, выпускавшиеся в ЮАР, и двигатель Turbomeca. Хвостовая балка была незначительно перепроектирована, экипаж располагался по схеме тандем, с превышением места пилота над оператором вооружения. В нижней носовой части фюзеляжа была установлена 20-мм пушка GA1, дополнительное вооружение подвешивалось на пилоны. Предварительные летные испытания опытного образца вертолета ХН-1 Alpha проводились в 1985 году. Прототип совершил первый полет 3 февраля 1985 года и несколько позже начался основной этап программы летных испытаний, чтобы изучить возможности нового ударного вертолета в условиях жаркого климата Африканского континента. Но существование данной программы официально признали только в марте 1986 года. Результаты были в конечном счете достаточно хорошие, чтобы убедить "Atlas" и руководство воздушных сил ЮАР, чтобы продолжать дальнейшую работу над вертолетом. В итоге с учетом прежних нароботок по проекту вертолета XH-1 Alpha, началась разработка нового прототипа - XH-2. Впоследствии уже на базе этого прототипа был создан и запущен в производство ударный вертолет АН-2 Rooivalk. Однако следует отметить, что XH-1 Alpha и АН-2 Rooivalk - это совершенно разные вертолёты и не имеют никаких общих компонентов (Rooivalk был разработан позднее XH-2 прототипа). Единственный XH-1 Alpha после проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в южноафриканский Музей ВВС, где остается и по сей день.
ХН-1 выполнен по одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и рулевым винтами и колесным шасси трехстоечной схемы с хвостовой опорой. На хвостовой балке располагаются стреловидный киль (на противоположной от рулевого винта стороне) и стабилизатор. Кабина двухместная, члены экипажа (летчик и стрелок) размещаются по схеме тандем. Силовая установка включает турбовальный двигатель "Artouste-3В" французской фирмы "Turbomeca" мощностью на валу 425 кВт (570 л. с.). Опытный образец вертолета оснащен подфюзеляжной турельной установкой с 20-мм пушкой GA1 собственной разработки (темп стрельбы 600 выстр./мин, начальная скорость снаряда 720 м/с), управление стрельбой из которой производится стрелком с использованием нашлемного прицела. Турельная установка подвижная в двух плоскостях: по горизонту - в пределах 120 градусов, по вертикали - вверх на 10 градусов и вниз на 60. В иностранной прессе сообщается, что серийные вертолеты "Альфа" предполагалось вооружать также ПТУР и неуправляемыми авиационными ракетами, которые будут размещаться на пилонах под крылом.
Диаметр несущего винта, м 11.20
Диаметр рулевого винта, м 1.70
Длина, м 10.56
Высота, м 2.73
Масса, кг
пустого 1400
максимальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Artouste IIIB
Мощность, кВт 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 550
Скороподъемность, м/мин 276
Экипаж, чел 2
Вооружение : одна 20-мм Vektor GA-1 Rattler c 1000 патронами, боевая нагрузка на 6 узлах подвески : ПТУР и/или ПУ НАР
 
 
Международные санкции против режима апартеида в ЮАР были очень хорошими "шпорами" для местных конструкторов, заставляющими их прыгать, буквально, выше головы и создавать совершенно уникальные машины. Вот, не имея возможности купить полноценные ударные вертолеты - они сумели во второй половине 1980-х разработать вполне годный эрзац, он же демонстратор технологий к будущему полноценному боевому аппарату.
Вертолет Atlas XTP-1 Beta, в основе которого находился французский "полусредний" вертолет Aerospatiale SA.330 Puma был, усилиями компании Atlas, готов в 1986-1987 годах. Два пилона по три узла на каждом могли быть использованы для навешивания любого вооружения в рамках грузоподъемности, а под днищем вертолета была установлена 20-мм пушка. Существовали противотанковая конфигурация, штурмовая, с четырьмя блоками НАР, и для воздушного боя, с блоками ПЗРК и двумя "настоящими" самолетными ракетами воздух-воздух V-3.
Разумеется, прицеливались пилоты не на глазок. В носовой части машины был на специальном подвесе закреплен "магический шар", стабилизированная подвижная система с несколькими сенсорами, дававшая полную информацию о происходящем в передней полусфере. В целом. за вычетом брони. получился, в каком-то смысле, уменьшенный по размерам Ми-24А, поскольку возможность взять несколько человек десантников сохранялась.
Но южноафриканцы шли к созданию полноценного ударника (им стал выпущенный под самый занавес ЮАР, как промышленно-развитой страны Denel AH-2 Rooivalk) и на полпути не остановились. 
 
 
P.S. "Вы хочете "Ройвалк" ? Их есть у меня, как говорится. Желающий найдёт. Их было выпущено всего 16 ... Пришедшая политика "деапартеидизации" и власть террориста Манделы (земля ему стекловатой) развалили экономику  страны (что не смогли сделать санкции), а затем и армию. Военная промышленность также изрядно пожухла. А ведь она в условиях полной блокады иногда выдавала великолепные образцы : от крылатых ракет до боевых лазеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий