19/12/23

Опытный разведывательно-ударный лёгкий самолёт AHRLAC (ЮАР. 2014 год).

7 августа 2014 года в аэропорту Вундербум близ Претории (ЮАР) совершил первый полет первый опытный образец разработанного южноафриканской группой Paramount Group легкого боевого самолета AHRLAC (Advanced High Performance Reconaissance Light Aircraft), который объявлен первым "полностью разработанным в Африке самолетом" (хотя это не совсем верно, первым был проект CAVA, увы не реализованный). 13 августа указанный первый прототип AHRLAC, обозначаемый как Experimental Demonstrator (XDM, регистрация ZU-XDM), совершил "первый официальный полет" ...
Первый прототип XDM был построен на предприятии Centurion контролируемой Paramount Group южноафриканской компании Aerosud, выполняющей роль головного технического подрядчика в программе. В настоящее время на предприятии строится второй прототип AHRLAC, обозначаемый как Advanced Demonstrator (ADM), который должен быть оснащен вооружением и специальнм оборудованием, а также катапультируемыми креслами Martin Baker Mk 17. Самолет AHRLAC представляет собой аппарат набирающей популярность концепции "пилотируемый БЛА" и предназначен для решения широкого круга задач разведки, наблюдения, патрулирования, нанесения ударов по наземным целям и противоповстанческой борьбы. Конструктивно AHRLAC является двухместным цельнометаллическим легким самолетом с размахом крыла 12 м и длиной 10,5 м, оснащенный турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6А-66 мощностью 950 л.с. с толкающим винтом. Максимальный взлетный вес машины должен составить 3800 кг, а вес боевой нагрузки - более 800 кг. Нагрузка размещается на шести подкрыльевых точках подвески и может включать неуправляемые и управляемые ракеты. С полной боевой нагрузкой самолет должен иметь взлетную дистанцию 550 м. Максимальная скорость самолета составит около 500 км/ч, потолок - 9500 м, а дальность полета - 2100 км с полным внутренним запасом топлива (возможно также применение двух подвесных баков). Длительность барражирования может достигать 7,5-10 часов. Самолет планируется оснастить встроенной 20-мм пушкой. По желанию заказчика самолет может быть оснащен бортовыми системами самообороны и катапультируемыми креслами Martin Baker Mk 17.
Нижняя часть фюзеляжа самолета спроектирована в качестве "конформного контейнера" для размещения "быстро реконфигуриемых вариантов" различного оборудования.
 

Разработанный и построенный в ЮАР самолет в полной мере отвечает парированию одной из основных угроз XXI века. Это самолет не крупномасштабной войны, но локальных конфликтов и антитеррористических операций, для проведения которых современные боевые самолеты оказываются часто избыточными и слишком дорогими, а их эксплуатация и потери являются очень болезненными для военного бюджета и престижа вооруженных сил. 

Начавшаяся в XXI веке глобальная война с «международным терроризмом» значительно подогрела интерес к легким «антиповстанческим» штурмовикам, в том числе и винтовым штурмовикам, чей золотой век, казалось бы, навсегда остался в небе над полями Второй мировой войны. Производители оперативно отреагировали на возникший интерес и начали работы по адаптации для ударных целей уже существующих учебно-тренировочных моделей, легких транспортных и даже сельскохозяйственных самолетов. При этом разработку авиаконструкторов из ЮАР можно смело отнести к наиболее интересным машинам данного типа. Легкий разведывательно-ударный самолет AHRLAC, который начал программу испытаний, может занять свою нишу на мировом рынке. Самолет направлен на использование в целом ряде областей, включая обеспечение внутренней безопасности страны, морское патрулирование, пограничный контроль, борьбу со стихийными бедствиями, охрану окружающей среды. Также машина может легко заменить на службе легкие штурмовые вертолеты, к которым относится Boeing AH-6, в различных военных миссиях. Помимо этого AHRLAC может использоваться для воздушного конвоирования крупногабаритных транспортных самолетов.

Хотя самолет AHRLAC не относится к числу беспилотных, по своим размерам он гораздо меньше обычных военных самолетов и как раз близок к современным БПЛА. Небольшие размеры дают машине целый ряд преимуществ в плане скорости и маневренности, но при этом от этого страдает его грузоподъемность. Впервые самолет был представлен публике еще в 2011 году. И тогда, и сейчас он позиционируется как разведывательно-ударный легкий самолет. В конструкции южноафриканского самолета был применен ряд достаточно оригинальных для военных самолетов решений. Так, у AHRLAC имеется раздвоенный хвост и специальный толкательный винт, который расположен в хвостовой части корпуса самолета. По сути, AHRLAC можно отнести к летательным аппаратам набирающей сейчас популярность концепции «пилотируемые БЛА». Такие машины предназначены для решения очень широкого круга задач: ведение разведки, патрулирование территории, нанесение ударов по наземным целям во время противоповстанческих операций. Данная концепция основывается на проектировании и постройке легкого ударного самолета, стоимость эксплуатации которого будет сравнима со стоимостью эксплуатации БЛА среднего класса. При этом время патрулировании аппарата в воздухе и установленная на нем аппаратура наблюдения, разведки, дистанционной передачи данных не будут уступать или даже превзойдут аналогичную на беспилотниках. Для всех противоповстанческих или антитеррористических самолетов, которые создаются в последнее время, характерной особенностью является установка на них полноценной поисково-разведывательной, навигационной и связной аппаратуры, что позволяет использовать самолеты в любое время дня и ночи, а также осуществлять онлайн-трансляцию получаемого с камер наблюдения видеоизображения. В области средств поражения целей акцент делается на использование высокоточных управляемых систем. Конструктивно южноафриканский легкий разведывательно-боевой самолет AHRLAC представляет собой цельнометаллический двухместный летательный аппарат с толкающим винтом, имеющий размах крыла в 12 метров и длину 10,5 метров. Самолет оснащается современным турбовинтовым двигателем известной компании Pratt & Whitney Canada. Двигатель PT6А-66 в состоянии развивать мощность в 950 л.с. Максимальный взлетный вес самолета составляет 3800 кг, при этом он может нести до 800 кг различной боевой нагрузки.
Вооружение самолета может размещаться на 6 подкрыльевых точках подвески и может включать в себя как управляемые, так и неуправляемые виды вооружений. Также самолет оснащается встраиваемой 20-мм автоматической пушкой. С полной боевой нагрузкой самолет может взлететь с ВПП, которая имеет длину всего 550 метров. Максимальная скорость самолета в полете составляет примерно 500 км/ч, практический потолок — 9 500 метров. Дальность полета машины с полной заправкой составляет 2100 км, также возможно использование двух подвесных топливных баков (ПТБ). Самолет может находиться в воздухе до 10 часов. По желанию заказчика машина может быть оснащена современными средствами самообороны, а также катапультируемыми креслами Martin Baker Mk 17. Сообщается, что нижняя часть фюзеляжа AHRLAC спроектирована в виде «конформного контейнера», что позволяет достаточно оперативно подбирать различные варианты конфигурации оборудования. О заказчиках самолета AHRLAC пока что ничего неизвестно, самолет лишь приступает к серии испытаний. О старте серийного производства новинки говорить пока рано, но уже имеется информация о том, что стоимость одного экземпляра AHRLAC составляет около 10 миллионов долларов США.
Летно-технические характеристики AHRLAC :

Габариты: длина — 10,5 м, высота — 4,0 м, размах крыльев — 12,0 м.
Максимальный взлетная масса — 3 800 кг.
Силовая установка — 1 × Pratt&Whitney Canada PT6А-66 мощностью 950 л.с.
Максимальная скорость полета — 500 км/ч.
Практический потолок — 9500 м.
Практическая дальность полета — 2100 км.
Продолжительность полета — 7-10 часов.
Боевая нагрузка — 800 кг.
Экипаж: 2 чел.
Вооружение: 1х20-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески: управляемые ракеты «воздух-поверхность», «воздух-воздух»; бомбы корректируемые и свободнопадающие.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий