21/01/24

Проекты транспортных самолётов Ту-101 / Ту-102 (СССР. 1952 - 1955 год).

В 1952 году КБ Туполева начало работы по проектированию десантно-транспортного самолета с двумя ТВД типа ТВ-2Ф, предназначенного для выполнения десантных и транспортных операций в интересах ВДВ и ВВС. Проект получает по КБ обозначение самолет "101". ВВС выдвинули следующие требования к самолету ...
- десантно-транспортная нагрузка - 5000 - 8000 кг;
- дальность полета - 3000 - 4000 км;
- максимальная скорость на высоте 4000 м - 600 км/ч;
- длина разбега - 450 м;
- длина пробега с использованием реверса винтов - 250-300 м;
- оборонительное вооружение - 2 х НР-23;
- экипаж - 5 человек.
 
В ходе аэродинамической компоновки и предварительных расчетов была предложена нормальная схема двухдвигательного низкоплана с двигателями на крыле и трехколесным шасси с носовым колесом. В ходе проектирования удалось получить максимальное аэродинамическое качество самолета 17, что было подтверждено затем продувками модели самолета "101" в ЦАГИ. Два двигателя ТВ-2Ф с взлетной мощностью по 6000 э.л.с. (предполагалось в дальнейшем довести мощность до 7000 э.л.с- ТВ-2М) располагались в мотогондолах над крылом. Продолжением мотогондол были обтекатели основных стоек шасси. Выхлоп ТВД осуществлялся в верхней части гондолы. Винты  четырёхлопастные флюгерно-реверсивные. Основной запас топлива располагался в кессоне крыла и частично в пространстве под грузовой кабиной. Шасси было рассчитано на эксплуатацию с грунтовых аэродромов.

Была проработана компоновка фюзеляжа и выбрано специальное загрузочно-погрузочное оборудование. Фюзеляж конструктивно-технологически был разделен на четыре части : переднюю, среднюю, заднюю и хвостовую.

- в передней герметической части располагались кабина экипажа, отсек для размещения боевых расчетов перевозимой техники, в кабине экипажа находились штурман, два летчика и борттехник, в отсеке могли находиться до 10 вооруженных солдат. В носовой чаете снизу находилась в обтекателе антенна РЛС;

- в средней части находилась негерметическая грузовая кабина с усиленным полом, расчитанным на перевозку тяжелой техники и грузов, массой 5000 - 8000 кг (один из вариантов загрузки состоял из одной пушки ЗИС-3 или Д-85 и тягача ГАЗ-63);

- в задней части размещались погрузочно-разгрузочные устройства и приспособления : опускающийся трап-аппарель для загрузки техники на земле. При десантировании техники и людей в полете трап подтягивался к потолочной части фюзеляжа, открывая большой проем для десантирования (предполагалось, в частности,применять метод десантирования техники с малых высот с помощью вытяжного парашюта). В полете трап закрывал проём, образуя характерный срез задней части фюзеляжа плоскостью под углом к оси самолета;

- в хвостовой части находилась кормовая пушечная установка с двумя пушками НР-23 и задняя герметическая кабина со стрелком - радистом.
В июле 1953 года ОКБ закончило предварительные исследования по самолету "101" 2ТВ-2Ф, и по варианту с ТВ-2М. Полученные расчетные данные удовлетворяли или превосходили требования ВВС. С двигателями ТВ-2М данные были выше, особенно улучшились взлетно-посадочные характеристики.

Работы по самолету продолжались до 1955 года, начальный проект был значительно переработан. Вместо двигателей ТВ-2Ф решено было использовать более перспективные ТВД НК-4 или AИ -20. Были изменены форма крыла в плане и вертикального оперения, укорочен фюзеляж несколько изменилось размещение оборудования и экипажа.

Практически одновременно с КБ А.Н.Туполева аналогичные задания получили КБ В.М.Мясищева и КБ O.K. Антонова. Из трех проектов ВВС выбрало проект Антонова, который в дальнейшем стал серийным военно-транспортным самолетом Ан-8.

Основные проектные данные самолета "101" 2ТВ-2Ф

- длина самолета - 40,0 м
- размах крыла - 40,0 / 36,0 м;
- площадь крыла - 140 / 120 кв.м. ;
- диаметр фюзеляжа -3,8 м;
- нормальная взлетная масса - 37500 кг;
- масса перевозимых грузов - 4000-8000 кг;
- максимальная скорость на высоте 8000 м - 650-700 км/ч;
- практический потолок - 11000-12000 м;
- максимальная дальность полета при взлетной массе 34500 кг и нагрузке 4000 кг - 4000 км, а при 5000 кг - 2650 км;
- длина разбега - 550-600 м;
- длина пробега с использованием реверса винтов - 350-400 м;
- оборонительное вооружение - 2 х НР-23;
- экипаж - 4-5 чел.


В ходе проектирования был полностью перекомпонован фюзеляж исходного самолета "101" : передняя, средняя и задние части фюзеляжа были герметизированы и представляли единую гермокабину для пассажиров и экипажа. Как и по самолету "101", по проекту "102" было проработано несколько вариантов самолета под различные типы двигателей. Как и по военно-транспортному варианту работы по пассажирской версии закончились этапом эскизного проектирования.
Руководство ГВФ выставило следующие основные требования к новому самолету:

- количество пассажиров - 40 чел.;
- экипаж - 7 чел.;
- дальность полета на высоте 8000 м с коммерческой нагрузкой 6500-7500 кг и при 75% мощности ТВ-2Ф - 2500 км;
- крейсерская скорость на высоте 8000 м и при 75% мощности ТВ-2Ф - 550 км/ч;
- длина разбега на двух двигателях - 500 м;
- взлетная дистанция - 1600 м;
- посадочная дистанция - 1600 м;
- посадочная скорость - 130-140 км/ч.

Основные проектные данные самолета "102" 2ТВ-2Ф:

- геометрические размеры -по самолету "101";
- нормальная взлетная масса - 36000 кг;
- коммерческая нагрузка - 4000-6500 кг;
- максимальная скорость на высоте 8000 м - 650-700 км/ч;
- практическая дальность полета - 3400-4000 км;
- длина разбега - 550-600 м;
- длина пробега - 600-750 м;
- количество пассажиров - 40 чел;
- экипаж - 7 чел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий