04/01/24

Опытный авиационный двигатель М-501 (СССР. 1947 - 1953 год).

М-501 — авиационный звездообразный дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом, семиблочная звезда по шесть цилиндров в ряд. Турбокомпрессор с реактивным соплом, помимо наддува в цилиндры, давал прирост мощности двигателя за счёт реактивной тяги 205 кгс ...
Работы по двигателю в СССР велись на заводе № 500, под руководством В. М. Яковлева. Сам Яковлев писал в 1947 году в Минавиапром и настаивал на том, чтобы завод отказался от работ по дизелю ЮМО-224 немецкого производства, чтобы дать ему сосредоточиться на работе над М-501. Однако, несмотря на провал планов работ по ЮМО-224, Яковлеву пришлось продолжать работу над другим проектом — турбореактивным двигателем РД-500 на базе на базе английского «Дервент-5». Двигатель М-501 планировалось использовать при создании семейства сверхтяжелых дальних бомбардировщиков. Проект Туполева "487" подразумевал создание бомбардировщика с двигателеми М-501, позволяющем обеспечить максимальную дальность полёта 14000-15000 км. Ещё один самолёт на котором их планировалось устанавливать, это проект стратегического бомбардировщика Ил-26. Работа над двигателем была закончена в 1953 году. Однако, несмотря на принятие двигателя в серию, его производство не было начато, так как строительство тяжёлых бомбардировщиков с такими моторами отменили.
Семь блоков, 42 цилиндра, столько же форсунок и топливных насосов высокого давления, семь распредвалов. Блоки и поршни из алюминиевого сплава, что облегчает всю конструкцию. Никаких подшипников скольжения, только роликовые и шариковые. Мощный турбокомпрессор и тут первая изюминка. Есть так называемое явление "турбоямы", когда при необходимости увеличить число оборотов, несмотря на увеличенную подачу топлива, двигатель не спешит ускоряться. Дело в том, что ротор турбокомпрессора обладает определённой инерцией и не может сразу раскрутиться и подавать увеличенное количество воздуха, необходимое для полноценного сгорания увеличенного количества топлива. Чтобы компенсировать это отставание, в дизеле Климова установлены гидромуфты, которые за счёт вязкости масла раскручивают ротор напрямую от коленвала. 

Не имея возможности использовать прошлые наработки, Яковлев решает переехать в Николаев и там продолжает работу над двигателем М-501 применительно к судовым установкам. Двигатель широко использовался на кораблях ВМФ СССР, а также на судах на подводных крыльях. 

М-501 Тип : дизель водяного охлаждения

Объём : 147,1 л
Мощность : 6205 л.с.
Количество цилиндров : 42
Турбонаддув : от турбокомпрессора
Система охлаждения : водяная


Размеры

Длина : 3182 мм
Диаметр : 1615 мм
Ширина : 1595 мм
Высота : 1640 мм
Сухой вес : 3400 кг, с ТК

https://ru.wikipedia.org/https://dzen.ru/ и др.

P.S. Кто бы посоветовал материалы по последним поршневым авиамоторам? Там, в конце 1940-х,  и американцы : "Лайкоминг" и "GMC", кажись, тоже делали моторы в пять с лишним тысяч. И у немцев в конце войны было интересное на эту тему. Заранее спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий