01/01/24

Проект железнодорожного комплекса Mobile Peacekeeper с МБР МХ (США. 1986 - 1996 год).

Разработка стратегических ракет на твердом топливе в начале 1970-х годов. США уже занимала приоритетное направление, в котором были достигнуты большие успехи. Еще в 1965 году была принята на вооружение твердотопливная МБР «Минитмен-2″ с дальностью стрельбы более 11 тыс. км и мощной моноблочной ГЧ, обеспечивающая высокую точность стрельбы -1,15 км. В 1970 году введена в строй МБР «Минитмен-3″, оснащенная трехблочной РГЧ ИН с дальностью стрельбы более 12 тыс. км и предельным отклонением точек падения ББ не более 0,65 км. По программам Минобороны США к середине 1975 года планировалось иметь на БД 450 ракет «Минитмен-2″ и 550 ракет «Минитмен-3″, не считая БРПЛ. Кроме того, в начале 1970-х годовъ было принято решение о разработке МБР, значительно превосходящей по боевой эффективности все предыдущие за счет увеличения числа и мощности ББ и точности стрельбы. Ракета получила претенциозное название «Реасекеерег» (»Хранительница мира»), но обычно рекламировалась в печати под индексом MX ...
Её разработка велась весьма тщательно, все принимаемые технические решения внимательно анализировались и оптимизировались с учетом реализованных ранее в серийных стратегических ракетах, а также новейших мировых разработок, что, в конечном счете, позволило создать МБР очень высокого класса, безусловно, лучшую из всех американских твердотопливных ракет. В 1979 году была начата полномасштабная разработка ракеты «MX» и исследования по выбору способа базирования для 200 ракет, которые предполагалось принять на вооружение СНС. Сама твердотопливная ракета MX, имея стартовый вес около 65 тонн, могла нести разделяющуюся головную часть типа MIRV с 10 боевыми зарядами по 0,6 Мт каждый.
Дальность стрельбы составляла 11000 км. Естественно, разработка такой ракеты у потенциального противника, ее высокие тактико-технические характеристики привлекли к себе пристальное внимание советского руководства. Необходимо было создать в качестве контрмеры ракету аналогичного класса, с близкими характеристиками. Учитывая отставание советской твердотопливной технологии от американской, которая начала интенсивно развиваться гораздо раньше, это было чрезвычайно трудной проблемой. Ряд правительственных постановлений в это время предусматривал проведение в ракетных ОКБ глубоких опытно-конструкторских работ, в обеспечение которых предусматривались меры по развертыванию дополнительных производственных мощностей, развитию сырьевой базы, созданию и приобретению необходимого оборудования и др. Советские перспективные МБР тоже предполагалось размещать в разных типах пусковых установок, включая и мобильные варианты. Результаты работ высветили многочисленные научно-технические проблемы, которые предстояло решить, прежде чем БЖРК сможет стать эффективным стратегическим оружием. По ряду причин в те годы работы в этом направлении не получили практического решения.
В начале 1970-х годов в США было принято решение о разработке МБР нового поколения, значительно превосходящей по своим возможностям хорошо зарекомендовавшие себя семейство твердотопливных ракет «Минитмен». Прежде всего, в ней предполагалось значительно усовершенствовать и усилить боевое оснащение, в том числе увеличить число и мощность боевых блоков (до этого на МБР «Минитмен-3″ было 3 РГЧ ИН), существенно улучшить точность их доставки до цели и обеспечить хорошую выживаемость ракеты при ударе советских МБР. Было проведено несколько научно-исследовательских работ в обеспечение заданных требований. Эти работы последовательно получали индексы «Минитмен-4″, «Минитмен-5″, WS-120A и др. 4 апреля 1972 года командование ВВС дало новой МБР наименование «Missile-X» (M-X) и назначило ответственным за ее разработку Space and Missile Systems Organization (SAMSO). В результате вскоре, в 1973-1974 годах, программа получила звонкое условное именование Peacekeeper и за ракетой прочно закрепилось обозначение «МХ».
Так как при обосновании задания на МБР выдвигались жесткие требования по ее живучести в ракетно-ядерной войне, для перспективной МБР «МХ» сразу прорабатывалось несколько вариантов базирования, всего их было более 30. Кроме традиционного для американских и советских ракет того времени шахтного с увеличенной степенью защиты, специалисты исследовали возможность размещения ракет в сверхглубоких шахтах от десятков до тысяч метров (это давало практически неограниченную защищенность, но стоимость такого способа базирования тоже была фантастической), вариант применения нескольких защищенных укрытий вертикального и горизонтального типа для одной ракеты (так называемый «подвижно-защищенный вариант», тоже был не из дешевых), включая тоннели и крытые траншеи, размещение МБР на авиационном носителе, мобильный грунтовый и железнодорожный варианты. Но из-за ограничений в финансировании программы командование ВВС отвергло мобильные и экзотические варианты из-за их высокой стоимости. Однако уже в 1974 году при участии организации SAMSO в США были проведены успешные пуски МБР «Мининтмен» и ее макетов с тяжелого транспортного самолета С-5А. Тогда же было принято решение, что нужно иметь экономичную ракетную систему со сроком ее ввода в эксплуатацию в 1983-1985 годах. Здесь большое влияние оказывало развитие других систем стратегических вооружений, и прежде всего морская ракетно-ядерная «Трайдент», обладающая большой мобильностью и скрытностью. Ведь не зря, еще с конца 1960-х годов большее число ядерных зарядов Стратегических ядерных силах США стало смещаться в сторону ПЛАРБ. А ракеты «Трайдент-1″ и «Трайдент-2″, в отличие от предыдущих БРПЛ «Поларис» и Посейдон», имели межконтинентальную дальность стрельбы и мощное боевое оснащение с РГЧ ИН. К тому же под них кроме новых подводных лодок типа «Огайо», переоборудовались ПЛАРБ типа «Лафайет». Тогда же ВВС начало развертывать на стратегических бомбардировщиках крылатые ракеты большой дальности ALSM, что резко повысило эффективность этих самолетов, а сухопутные войска развертывали ракету средней дальности «Першинг-2″ в Европе. Были и другие стратегические вооружения. Все это требовало значительных финансовых затрат, приходилось определять приоритетность финансирования систем.
Поэтому работы по разработке и определению количества ракет МХ и их системы базирования проводились с перерывами до 1985 года, пока конгресс США не ограничил числом ракет «50″, размещаемых в «традиционных» шахтных пусковых установках. В результате для первых 50 ракет все-таки пришлось переоборудовать и модернизировать ШПУ ракет «Минитмен». Для второй группы из 50 МБР решение долго не принималось, но наиболее предпочтительным считалось их размещение на железнодорожных пусковых установках. В дальнейшем стало известно, что советские МБР нового поколения значительно улучшили точностные характеристики и это в свою очередь могло представить определенную опасность для ракет, размещенных стационарно в ШПУ, резко снизить их живучесть и как следствие боевую эффективность всей группировки МХ. Начались интенсивные осуждения этого вопроса в военных кругах и конгрессе США. Вскоре, конгресс в своем решении основной мотивационной причиной указал то, что необходимо изыскивать способы базирования, обеспечивающие более высокий уровень живучести новой МБР. Ввиду такого подхода Министерство обороны и ВВС предложило развернуть дополнительно 50 МБР в железнодорожном варианте. 19 декабря 1986 года администрация президента США Рональда Рейгана приняла программу «Peacekeeper Rail Garrison» по разработке системы железнодорожного базирования с межконтинентальными баллистическими ракетами «Пискипер». Не замедлило себя ждать решение конгресс, которым финансировались мероприятия по исследованию железнодорожного способа базирования. В декабре 1986 года президент США Р.Рейган объявил о начале разработки БЖРК «MX», а в апреле 1989 года его преемник президент Д.Буш принял решение, одобренное в дальнейшем конгрессом, создать группировку железнодорожных ракетных комплексов, используя 50 ракет «MX». Целью данной программы оставалось повышение живучести ракетных сил наземного базирования путем развертывания мобильного ракетного комплекса с МБР «МХ» поскольку на первом этапе не удалось выполнить требования по живучести нового стратегического наступательного средства. Основными поставщиками оборудования для систем железнодорожного базирования были определены компании Boeing Aerospace Corp., Westinghouse Marine Division и Rockwell International Autonetics.
Железнодорожное базирование для МБР «MX» отвечало в тот период времени стремлениям руководства США решить проблему повышения живучести наземного компонента «ядерной триады» в войне как с применением ядерных, так и обычных средств поражения, в сравнительно короткие сроки и с минимальными затратами средств. Предпосылками для выбора именно такого варианта явились: во-первых, возможность использования готовых технических средств, поскольку ракета «MX» и приборы, аппаратура и оборудование обеспечивающих систем комплекса первоначально разрабатывалась с учетом требований двойного базирования (стационарного и мобильного); во-вторых, имелся накопленный за время исследований значительный технический задел в области создания средств подвижности стратегического оружия, в том числе железнодорожного базирования. В общей структуре стратегических наступательных сил возможность развертывания железнодорожного ракетного комплекса «MX» рассматривалась как мощное средство в соперничестве между США и СССР, веский аргумент при ведении переговоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. При этом США не исключали варианта, в котором решение о развертывании БЖРК «MX» будет пересмотрено, например при условии ликвидации советских БЖРК с ракетами РТ-23УТТХ. В 1989 году независимая комиссия конгресса США после оценки состояния и перспектив развития стратегического ракетного оружия признала целесообразным отдать значительный приоритет программе создания БЖРК «МХ», при этом привести в готовность к боевому применению первые железнодорожные комплексы в 1993 году, а сроки развертывания мобильного ракетного комплекса с малогабаритной МБР «Миджитмен» перенести на 1997 год. Несмотря на то, что эти рекомендации были приняты администрацией президента США к исполнению, в конгрессе по прежнему продолжалась борьба по вопросу перспектив развития ракетных сил наземного базирования. Это еще в большей степени усилили деструктивные тенденции распада СССР, подписание серии договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. В 1991 году принимается решение об отказе от развертывания программы МБР «МХ» по «железнодорожному» варианту, но полностью программа не закрывалась и до середины 1990-х гг. Рассмотрим технические аспекты американского БЖРК. Боевой железнодорожный ракетный комплекс «MX», как и его советский аналог, представлял собой железнодорожный состав, сформированный из вагонов – пусковых установок с МБР «MX» в пусковых контейнерах и проверочным пусковым оборудованием, а также группы других вагонов, предназначенных для выполнения задач боевого и тылового обеспечения. Железнодорожные ракетные комплексы организационно сводились по 2-4 БЖРК, когда они были организационно и функционально сопряжены структурой и системами обеспечения функционирования одной операционной базы – местом постоянной дислокации.
Как ранее планировалось, что по окончании реализации программы развертывания БЖРК «MX» будет представлять собой совокупность двух компонентов: основного – группировки БЖРК, образованной из 25 «железнодорожных» поездов, которые бы в мирное время располагались в пунктах постоянной дислокации, а в период кризисов, предвоенного периода и в военное время находились бы в повышенной боеготовности на маршруте боевого патрулирования коммерческих сетей железных дорог США; и резервного – шахтных комплексов без ракет. Боевой основой группировки и ее главным средством являлся БЖРК с МБР «MX». В состав БЖРК входили следующие средства: два локомотива (серии «60″) фирмы «Дженерал Моторс», специальный вагон управления со средствами необходимой связи, два вагона – пусковые установки МБР «MX», вагон технического обслуживания, два вагона обеспечения безопасности и несколько, до трех – четырех, вспомогательных вагонов для выполнения задач тылового обеспечения, в состав которых входили цистерны, рефрижератор, два спальных вагона, и от одного до трех дополнительных грузовых вагона. По взглядам командования ВВС того времени «экипаж» БЖРК должен был состоять из 42 человек, из них: командир комплекса и поезда – один офицер, два боевых расчета пуска – 4 офицера, локомотивная бригада – 4 специалиста, отделение технического обслуживания ракет и наземного оборудования – 6 техников, врач – один офицер, группа охраны – 26 офицеров и рядовых военной полиции. Такой кадровый состав говорит о серьезной и продуманной автоматизации всех операций связанных с повседневной эксплуатацией БЖРК и пуском ракет. По планам, БЖРК был способен нести боевое дежурство в постоянной готовности к пуску ракет, проводить контроль и проверки состояния МБР «МХ» и наземного оборудования, осуществлять подготовку и пуск ракет при получении боевого приказа или сигнала от высшего руководства страны, как на пункте постоянной дислокации операционной базы, так и в практически любой точке маршруте боевого патрулирования. В боевом железнодорожном использовалась практически та же ракета, что и в шахтном комплексе. МБР «МХ» стартовым весом 88450 кг (длина 21,6 м, диаметр корпуса всех ступеней 2,34 м) имела три твердотопливные ступени и боевую ступень с ЖРД разведения 10 боевых блоков типа Mk21 с ядерным зарядом W87 мощностью по 335-600 Кт и средствами преодоления ПРО. Ракета создавалась фирмой Boeing Aerospace and Electronics с участием Martin Marietta и Denver Aerospace. Масса полезной нагрузки МБР составляет 3950 кг. При стрельбе ракетами «МХ» обеспечивается дальность полета до 10000-11000 км и точность попадания (КВО) до 90-100 м.
Первая ступень состоит из маршевого двигателя и хвостового отсека. Двигатель первой ступени имел вес 48800-49000 кг и длину 9,1 м, корпус у него типа «кокон» и центральное частично утопленное управляемое сопло. Корпуса двигателей всех ступеней изготовлены из композиционного материала на основе кевлара методом намотки с эпоксидной пропиткой. Вторая ступень состоит из маршевого твердотопливного двигателя и соединительного с первой ступенью отсека. РДТТ второй ступени имел вес 27000-27300 кг и длину 5,5 м, он имеет утопленное поворотное центральное сопло с выдвижной сопловой насадкой. Двигатель третьей ступени по конструкции аналогичен РДТТ второй ступени, его вес составляет 7600-7700 кг и длина 2,4 м. На боевой ступени весом в 850 кг и длиной 1,2 м используется ЖРД многократного включения. Двигатели создавались фирмами Thiokol, Aerojet, Hercules и Rocketdyne. Система управления ракеты инерциальная, создана фирмами Northrop и Rockwell. Для старта ракеты используется пусковой контейнер массой около 10 т, изготовленный из композиционного материала на основе графитового волокна, его разрабатывали в фирме Westinghouse. Длина контейнера 24,4 м, диаметр – 2,44 м. Старт МБР производится из пускового контейнера с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД) за счет парогазовой смеси. Первый испытательный пуск МБР МХ был произведен 17 июня 1983 года с авиационной базы ВВС Vandenberg в Калифорнии, шесть весовых макетов боевых блоков ракеты пролетели 6704 километров и достигли испытательный ракетный полигон Kwajalein в Тихом океане. После завершения запланированной серии испытательных пусков МХ была принята на вооружение в декабре 1986 года и получила обозначение LGM-118A Peacekeeper. Главная операционная база для БЖРК «МХ» создавалась на авиабазе ВВС Уоррен в штате Вайоминг. Она отличалась от других ракетных операционных баз тем, что помимо типовых сооружений для размещения БЖРК, в её состав планировалось включить систему сооружений, стационарное и подвижное технологическое оборудование для осуществления и обеспечения технологических процессов по приведению БЖРК в готовность к боевому применению, проведению наиболее сложных и трудоемких операций периодического технического обслуживания, доработок, замены ракет и устранения неисправностей, которые невозможно произвести на пункте постоянной дислокации. Всего в качестве операционных баз для 25 запланированных БЖРК предполагалось подготовить 7 авиабаз ВВС с 2-4 БЖРК на каждой. Согласно выполненным исследованиям, проработкам и проектам, планировалось, что каждая операционная база будет включать: пункт постоянной дислокации (ПДД) общей площадью около 100-110 гектаров, это полностью и особо охраняемая зона, где бы в мирное время размещались сами БЖРК в четырех специальных укрытиях, а также вспомогательные сооружения, обеспечивающие поддержание боеготовности и жизнедеятельность дежурной смены; центр материально-технического и тылового обеспечения, к которому относились бы объекты и территории авиабазы, задействованные в целях обслуживания БЖРК; командно-диспетчерский пункт операционной базы, с которого бы осуществлялось управление БЖРК как на ППД, так и во время патрулирования на маршрутах боевого патрулирования; внутренние железнодорожные коммуникации, которое связывали операционную базу с коммерческими магистралями США и позволяли осуществлять маневрирование составов «ракетных поездов», тепловозов, отдельных вагонов и другой железнодорожной техники; тренажеры, стенды, классы и другое учебное имущество для профессионального совершенствования личного состава.
Учебно-материальная база для подготовки будущих специалистов ЖРК «MX» должна была создаваться на основе действующих центров обучения стратегического авиационного командования (САК) и центра подготовки специалистов, принадлежащего Ассоциации американских железных дорог. Кроме того, для повышения качества и реалистичности подготовки планировалось формирование нескольких учебных составов, являющихся практически точной копией БЖРК, снабженных действующими полномасштабными макетами МБР «MX». Испытательную базу для БЖРК планировалось построить и оборудовать на Западном ракетном полигоне авиабазе ВВС Ванденберг (штат Калифорния), от куда ранее начались испытания МБР МХ.
На полигоне планировалось сформировать технический комплекс, который позволил бы не только обеспечивать подготовку испытательных и учебно-боевых пусков МБР с БЖРК, но и выполнять практически все технологические операции, планируемые для комплекса средства главной операционной базы. Таким образом, полигонная испытательная база была способна, пари необходимости, дублировать функции главной операционной базы. Здесь ничего не обычного нет, как известно еще раньше для советских БЖРК 15П952 и 15П961 подобная структура была создана на 53 НИИП под Плесецком. Для управления движением БЖРК с МБР МХ и ретрансляции сигналов высших звеньев управления при рассредоточении «ракетных поездов» на сети коммерческих железнодорожных магистралей планировалось задействовать систему диспетчерских центров различных компаний. Более того, для гарантированного выхода БЖРК с операционных баз на магистральные пути планировалось реконструировать и проложить дополнительные железнодорожные ветки, связывающие их с дублированием. Такой тщательный подход обуславливал достаточно высокую возможную скорость движения БЖРК, которая составляла на магистральных линиях – до 95 км/час, а на второстепенных – до 65 кч/час. При этом протяженность маршрута боевого патрулирования одного БЖРК составляла от 2000 – 5000 км. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий