Ход работ по данной тематике освещались в отчетах ряда упомянутых организаций НПО «Электромашина», КМЗ, ВНИИТМ и пр. Испытания двух образцов продолжались и в дальнейшем, в 2009 году работы по теме «Совершенствование-88» были закрыты, о чем было сообщено заместителем министра обороны, начальником по вооружению РФ Поповкиным. При этом работу назвали «имеющей корни в советских временах» и «избыточной».
Компоновка танка
Компоновка танка выполнена в виде
функционально связанных между собой носового высокозащищенного
пожаровзрывобезопасного модуля управления и модуля вооружения,
герметично изолированных друг от друга.
Повышение защищенности
экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в
башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого
может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни,
вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема,
предназначавшегося для рабочих мест экипажа. Повышение защищенности и
выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади
внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым
отделением танков классической компоновки) Модуль вооружения отделен от
модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность
поражения экипажа в модуле. Пожаровзрывобезопасность модуля и
выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа
от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.
Модуль вооружения
Модуль вооружения представляет из себя бронированную полноповоротную платформу с основным вооружением, автоматом заряжания, кассетами с выстрелами, устанавливаемую с помощью погонного устройства на крышу корпуса боевой машины и соединяющегося с ним мультиплексным каналом информационного обмена. Автомат заряжания размещен с зазором от днища корпуса танка для обеспечения работоспособности автомата заряжания при деформациях днища машины, например, при мощном минном подрыве.
При поражении боекомплекта и его возгорании
локальный пожар не окажет влияния назагерметизированный объем топлива,
находящийся за перегородкой и экипаж, находящийся на рабочих местах и
размещенный за перегородкой. При поражении загерметизированного
объема топлива локальный пожар в моторно-трансмиссионном отделении не
окажет влияния на боекомплект, отделенный от очага пожара перегородкой и
экипаж. При минном подрыве днище деформируется под воздействием ударной
волны. При этом введение дополнительной перегородки создает
дополнительную жесткость конструкции всего днища, зазор между днищем и
автоматом заряжания позволит сохранить работу автомата заряжания.
Плавность хода – «адаптивная» подвеска
Ходовая
часть танка семикатковая, катки аналогичны применяемым на танке Т-90.
Подвеска – торсионная, применены лопостные амортизаторы. Подвеска Т-72 и
Т-90 обладала недостаточной плавностью хода из-за больших ускорений
тряски при езде по мелким неровностям при большом сопротивлении
гидроамортизаторов, пробоев подвески (жестких ударов балансира в упор на
корпусе) при малом сопротивлении гидроамортизаторов.
Следствием
этого являются, кроме недостаточного уровня комфортности экипажа,
ограничения на ведение стрельбы с ходу при движении по большим
неровностям из-за больших колебаний корпуса. На данном этапе развития
систем подрессоривания гусеничных машин наблюдается противоречие: чем
больше сопротивление гидроамортизаторов машины и большая проходная
неровность, преодолеваемая машиной без пробоя подвески, тем больше
ускорение тряски на мелких неровностях трассы, что негативно отражается
на экипаже и оборудовании машины. С другой стороны, чем меньше
сопротивление гидроамортизаторов (и меньше ускорение тряски на мелких
неровностях трассы), тем меньшую проходную высоту неровности может
преодолеть машина без пробоя подвески (что ограничивает скорость
машины). Чтобы выполнить все повышающиеся требования по плавности хода -
иметь приемлемый уровень ускорений тряски на мелких неровностях и
преодолевать значительную проходную высоту неровности без пробоя
подвески, - а также повысить точность ведения стрельбы, необходимо
регулировать сопротивление гидроамортизаторов системыподрессоривания.
Система подрессоривания ходовой части перспективного танка снабжена
дополнительно датчиками продольной и поперечной угловых скоростей,
расположенными на жестких элементах корпуса. Датчиком линейного
ускорения по вертикальной оси машины, размещенным вблизи центра масс
машины. Формирователем управляющего сигнала.
Информационно-управляющая система
Информационно-управляющая система осуществляет автоматический контроль параметров объекта, снижая нагрузки на экипаж при принятии решений. Позволяет интегрировать в системы типа ЕСУ ТЗ в части сбора и предоставления цифровой информации о наличии предметов снабжения (топливо, боеприпасы) и состояние бортовых систем машины. Информация выводится на дисплеи членов экипажа.
В основу создания нового российского танка заложена концепция "принципиального скачка вперед", характеризующаяся четырьмя основными требованиями :
• Обеспечение максимальной вероятности попадания снаряда танка в цель и при этом, гарантированной потери противником возможности продолжения боя.
• Гарантированная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
• Интеграция танка в АСУ тактического звена управления, в результате которой, танк становится полноправным объектом единой системы вооружения сухопутных группировок войск на поле боя.
• Создание на шасси танка всей гаммы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения различных родов войск и возможность дальнейшей поэтапной модернизации танка по мере развития науки и техники, таким образом, чтобы жизненный цикл машины составлял не менее 30 лет.
Исходя из указанных требований при создании нового танка необходимо внедрение следующих технических решения:
Установка на танке многоканального вооружения в комплекте с перспективными боеприпасами.
• Работа комплекса вооружения должна обеспечиваться несколькими каналами технического зрения, в т.ч. тепловизионным и телевизионным, а также оптической прицельной ветвью.
• Обеспечение полной изоляции расположения экипажа, топлива и боеприпасов, повышение уровня защищенности машины в 2,5-3 раза.
• Установка дизельного или газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. и выше с гидромеханической трансмиссией и ГОП, которая должна обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по средней скорости движения, удельной мощности, динамике разгона.
• Танк должен иметь внутренний автоматический самоконтроль технического состояния (исправности) собственных систем. Информационно-управляющие системы должны осуществлять контроль управления движением машины, готовить данные для стрельбы и управлять комплексом вооружения, использую собственную информацию и получая информацию извне, сопрягаясь с различными средствами разведки (в том числе перспективными).
• Электронная карта командира машины, одометрические и космические средства навигации, пакет формализованных документов автоматическое обнаружение и сопровождение целей в комплексе с автоматической обработкой изображения должны обеспечить экипажу комфортные условия при ведении боя.
Принятие на вооружение нового танка и семейства унифицированных образцов на его шасси позволит на базе общевойсковых формирований создавать высокозащищенные мобильные разведывательно-ударные комплексы, интегрированные в информационное пространство со средствами огневого поражения сухопутных войск и авиации тактического звена. Результаты расчета военно-экономической эффективности показывают, что более чем в 3 раза должен возрасти боевой ресурс танка (количество решаемых задач до выхода в безвозвратные потери) и вдвое снизится стоимость решения одной боевой задачи. При этом необходимо учитывать, что в конструктивно-компоновочных решениях новой машины изначально заложена возможность ее глубокого совершенствования на период до 2040 года и далее. Создание нового российского танка позволит создать основу единого, унифицированного, перспективного танкового парка России.
Разработка танка была начата ещё в СССР в рамках программы «Совершенствование-88». Радикально новой чертой машины должно было являться изменение компоновки. Экипаж предполагалось расположить в специальной бронированной капсуле, отделённой бронированием от башни и автомата заряжания. Орудие располагалось в небольшой башне без экипажа. Подобная концепция позволяла значительно снизить силуэт танка, делая его менее заметным на поле боя. Также должна была значительно улучшиться безопасность экипажа. Предполагалось, что масса нового танка составит около 55 тонн.
Вооружение
Вооружение танка состояло из 152-мм орудия 2А83 с новым автоматом заряжания. Система управления огнём должна была включать тепловизор и, возможно, радар. В боевом модуле вместе с основным орудием в качестве вспомогательного вооружения устанавливалась 30-мм автоматическая пушка 2А42. В дистанционно управляемой турели был установлен 12,7-мм пулемет «Корд».
Система управления огнём
Информация о цели должна была поступать по оптическим, тепловизионным и инфракрасным каналам, в неё предполагалось включить лазерный дальномер и радиолокационную станцию. Следует отметить, что новая компоновка предъявляла очень жёсткие требования к СУО, поскольку экипаж был лишён возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Западные проекты танков с необитаемой башней предусматривают, что информация об обстановке на поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню в любом направлении.
Подвижность
Танк предположительно был оснащён новым двигателем мощностью более 1650 л.с. Такую мощность развивает перспективный Х-образный дизельный двигатель. Оснащённая таким двигателем и трансмиссией машина должна обладать высокими ходовыми характеристиками и плавностью хода. При этом шумовые характеристики X-образного двигателя значительно лучше, чем у всех двигателей, которыми ранее оснащались отечественные танки. Коленвал в «Объекте 195», вероятно, расположен вдоль оси машины. Это обусловлено компоновкой двигателя и облегчает стыковку с гидромеханической трансмиссией. Возможно, в качестве двигателя собирались использовать разработанный на ЧТЗ дизельный двигатель А-85-3 (12Н360) — четырёхтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом, жидкостного охлаждения с промежуточным охлаждением воздуха. Объём двигателя — почти 35 литров, мощность — 1650 л.с. (при форсировании до 2200 л.с.). В сравнении с предыдущими двигателями ЧТЗ он отличается существенно меньшими размерами: длина — 81,3 см, ширина — 130 см, высота — 82 см. Масса двигателя — 1550 кг, запас крутящего момента — 30 %, удельный расход топлива — 160 г/л.с.·ч. Двигатель является абсолютно новой конструкцией и имеет большой потенциал для увеличения мощности при незначительном росте габаритных размеров и веса.Также «Объект 195» планировалось оснастить комплексом «свой-чужой», который позволил бы более динамично действовать в сложных и быстро меняющихся условиях современного поля боя.
7 апреля 2010 года заместитель министра обороны, начальник вооружения вооружённых сил РФ Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования разработки танка «Объект 195» и закрытии проекта. По словам Поповкина, проект машины морально устарел. В начале июля 2010 года министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что «Уралвагонзавод» вскоре завершит разработку «Объекта 195», проводившуюся самостоятельно. Однако закрытие темы и её бесперспективность в глазах нынешнего руководства МО были подтверждены независимыми экспертами : причиной отказа МО названа невозможность серийного производства машины и её новых сложных комплектующих силами нынешнего российского ВПК. 15 июля 2010 года в Нижнем Тагиле на выставке «Оборона и защита 2010», по сообщениям прессы, впервые состоялся закрытый показ танка «Объект 195». В начале апреля 2011 года гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко в ходе интервью УОТК «Ермак» сообщил, что несмотря на отказ Министерства обороны РФ финансировать проект и принципиальность его позиции по данному вопросу, «Уралвагонзавод» будет продолжать работы по доводке «Объекта 195», вероятно — совместно с Минпромторгом. В качестве замены «Объекту 195» в новой программе вооружений принята «унифицированная тяжелая платформа» «Армата». Сообщается, что, несмотря на заявления Минобороны о моральном устаревании «Объекта 195» и необходимости принципиально новых машин, конструкция платформы «Армата» должна быть значительно более простой и намного более консервативной по сравнению с ним.
Боевая масса, т - 52—58
Экипаж, чел. - 3
Разработчик - УКБТМ
Количество выпущенных, шт. - 2
Длина корпуса, мм - 6400
Длина с пушкой вперёд, мм - 9960
Ширина корпуса, мм - 2300
Высота, мм - до 2000
Клиренс, мм - 500
Бронирование
Тип брони - модульная-комбинированная
Активная защита - КАЗ «Дрозд-2» или «Штандарт», КОЭП «Штора-2»
Динамическая защита - встроенная (развитие ДЗ «Кактус»)
Калибр и марка пушки - 152-мм 2А83, 30-мм 2А42
Тип пушки - гладкоствольная
Боекомплект пушки - 40
Пулемёты - дистанционная ЗПУ 12,7-мм «Корд»
Другое вооружение - 81-мм дымовые гранатомёты 902Б "Туча"
Тип двигателя - Х-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 1650
Скорость по шоссе, км/ч - 75
Тип подвески - торсионная
Преодолеваемый брод, м - 5 (с ОПВТ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий