26/03/24

Проект пассажирского самолёта сверхбольшой вместимости Lockheed VLST (США. 1996 - 1998 год).

В 1990-е годы перевозки пассажиров самолётами росли гораздо быстрее чем вместимость аэропортов. Поэтому был вполне реален дефицит терминалов по приёму пассажиров. Одним из вариантов избежать этой проблемы был рост вместимости самолётов. Поэтому планировалось что вместимости знаменитых Боингов-747 и Эйрбасов А380 будет не хватать и будут востребованы самолёты ещё большей вместимости. Общий объём рынка самолётов сверхбольшой вместимости оценивался в 280-370 самолётов к 2010 году. Кроме этого, компания "Локхид", которая взялась за разработку этого амбициозного проекта, решила убить двух зайцев и подготовить что-то для нужд военных на замену С-5 "Гэлакси". Тем более, что с Пентагона можно выбить деньги на разработку вперёд и деньги очень немалые ...
Эскизные работы над новым самолётом начались в 1996 году и проект получил название VLST – Very Large Subsonic Transport. В это время европейский А380 ещё разрабатывался, поэтому была надежда сделать полновесного конкурента Боингу-747, летавшему ещё с конца 1960-х годов. Перед конструкторами была поставлена амбициозная задача, разработать самолёт, который бы во всём бы превосходил Boeing 747 и мог бы использоваться, как в качестве пассажирского, так и военно-транспортного самолёта. При этом сразу была поставлена задача что новинка должна быть в полтора раза больше конкурента. После первых прикидок выяснилось, что машина должна была получиться с максимальным взлётным весом 635 тонн (у A380 – 560 т, у B747-8 – 448 т). Иметь 80 метров в длину и размах крыльев в 86 метров. Что бы самолёт можно было где-то хранить, крылья планировалось сделать складывающимися, как у палубных самолётов на авианосцах, чтобы при рулении в аэропорту габариты самолёта не превышали 65 метров в ширину. Из друг характеристик : дальность полёта должна была составить 6000 км с максимальной нагрузкой, а сама полезная нагрузка – 180 тонн (против 132 т у грузового 747-8F). Что касается транспортной версии, то планировалось при проектировании грузового пространства ориентироваться на размеры морских 40-футовых контейнеров из расчёта, что бы в самолёте можно было их разместить 16 штук. В ходе эскизного проектирования инженерами компании Локхид была разработана целая россыпь проектов, достаточно серьёзно отличавшихся друг от друга : гидросамолёт с двигателями на верхней поверхности крыла, двухбалочная схема, несколько вариантов "летающих крыльев", несколько вариантов машин нормальной схемы, экраноплан, но основным вариантом стала машина нормальной аэродинамической схемы с V-образным хвостовым оперением с четырьмя ДТРД на пилонах под крылом.
Предполагалось, что стоимость разработки составит $8-15 млрд в ценах 1996 года, а стоимость одного самолёта – $200-300 млн. И именно тут возникла проблема : самолёт оказывался слишком дорогим для того, чтобы авиакомпании и лизингодатели могли себе позволить такую машину. В итоге проект заморозили «до лучших времён», которые, увы, пока ещё так и не наступили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий