25/03/24

Проект среднего танка "Škoda - ČKD" TVP (Чехословакия. 1946 - 1950 год).

TVP ("Tank Všeobecného Použití"), "танк общего назначения" или "универсальный танк" есть последний проект чехословацкого среднего танка. Довоенная Чехия, благодаря развитию промышленности была в элитном ряду стран, которые могли производить и экспортировать танки. Довоенные чешские танки были в одном ряду с лучшими танками других стран. Во время ВМВ чехи производили танки для Германии и во время оккупации вели собственные проектные разработки. После ВМВ на вооружении Чехословакии состояли немецкие танки и самоходки. Ситуация странная в виду того, что в стране имелись прекрасные собственные инженерные команды. И вот в конце 1945-го - начале 1946-го года начинается разработка собственного среднего танка, главную роль в которой играла компания SPE (офис был в Праге, руководитель Алексей Сурина). Основным подрядчиком была фирма "Škoda", а фирма "ČKD" частично участвовала в разработке корпуса и башни. Танк должен был быть вооружён эффективной 100-мм пушкой и иметь задел для модернизации в течении многих лет. К сожалению об этом проекте сохранилось очень мало документов и информации ...
Шасси танка имело шесть основных катков с торсионной подвеской. Также имелось три поддерживающих катка. Силовая установка должна была состоять из нового 16-ти циллиндрового дизеля 16AH145 объёмом 42500 кубических сантиметров. Мощность его должна была составить 750 л.с, а в последующих вариантах 1000 л.с. при 2250 оборотах в минуту. Как страховочный вариант (и для проведения испытаний) рассматривался советский двигатель В-2 от танка Т-34.
Броня соответствовала средним танкам того времени : лоб корпуса 65 мм, боковые и задние стенки корпуса 40 мм, днище 20 мм. Корпус сваривался при помощи электросварки. 10-мм бронеплита разделяла моторный и боевой отсек. Лоб башни составлял 100 мм брони, а крыша 65 мм. Привод вращения башни был электрическим, хотя оставлялась возможность для ручного вращения. Механик-водитель располагался в правой передней части корпуса, в полу его рабочего места был аварийный люк для покидания машины. В башне находились стрелок-радист, заряжающий и командир. На крыше башни находилась небольшая башенка с люком. Около него был установлен узел для крепления тяжёлого пулемёта.
Главным калибром являлось свежеразработанное, если можно так выразиться, 100-мм орудие Skoda L / 53 с боекомплектом из 50 выстрелов. Стрелковое вооружение : три пулемёта калибра 7,62-мм с боекомплектом 4000 патронов и один 12,7-мм пулемёт на крыше башни с боекмплектом 1000 патронов. Пушечный снаряд при начальной скорости 890 м/с мог пробить 130-мм под углом 60 градусов.
Сложись всё иначе это мог бы получиться вполне боеспособный и конкурентоспособный средний танк. Но с политической поддержкой проекта было гораздо хуже. Решение принятое чешским правительством в 1949-м году ставило крест на разработке собственных танков. И основным танком чехословацкой армии стал советский Т-34-85. Руководство страны не хотело ждать разработки собственных танков. И это тем более странно,учитывая, что даже в рамках Варшавского договора Чехословакия производила собственные бронемашины. Проект TVP был засекречен и на сегодняшний день по нему имеется крайне мало информации.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий