Продолжая поиск наиболее эффективной схемы и конструкции легкого маневренного фронтового истребителя, коллектив ОКБ, возглавляемого А.С.Яковлевым, в 1948 году передал на испытания самолет Як-30 (первый с этим названием). По сравнению с предшествовавшим ему истребителем Як-25 на новой машине конструкторы впервые в своей практике применили стреловидное крыло с углом 35° по линии четверти хорд. Двухлонжеронное крыло площадью 15,1 кв.м. имело щелевой закрылок, отклонявшийся на 20° при взлете и 50° на посадке. Для устранения перетекания пограничного слоя к концу крыла на его верхней поверхности устанавливались гребни - аэродинамические перегородки ...
Основное вооружение - три пушки калибра 23 мм с боекомплектом по 75 снарядов на каждую - размещалось в носовой части фюзеляжа под кабиной пилота. Взлетный вес истребителя с нормальным запасом топлива в 830 литров в основных баках - 3330 кг. С двумя подвесными топливными баками общей вместимостью 360 л взлетный вес достигал 3650 кг. Испытания Як-30, начатые в сентябре 1948 г., прошли нормально. Впервые примененное стреловидное крыло вело себя вполне "прилично". При его доводке, выполненной в короткий срок, работники ОКБ широко использовали опыт, накопленный коллективами, возглавляемыми С.А.Лавочкиным и А.И.Микояном, которые несколько раньше применили аналогичные по аэродинамической компоновке стреловидные крылья на истребителях Ла-15 и МиГ-15. Выполнявший заводские испытания летчик С.Н.Анохин хорошо отозвался о Як-30. Истребитель оказался достаточно прост в пилотировании, на нем можно было выполнять фигуры прямого и обратного высшего пилотажа с переменой знака перегрузок. Применение стреловидного крыла позволило в ходе испытаний, что называется, "в чистом виде" выявить его влияние на летные характеристики машины. У земли Як-30 показал максимальную скорость 930 км/ч - на 20 км/ч меньше, чем прямокрылый Як-25. Зато с увеличением высоты полета убедительно проявились преимущества крыла стреловидной формы. На высоте 5500 м самолет достиг скорости 1010 км/ч - на 45 км/ч больше, чем развивал его предшественник, а на 10 тыс. м летал со скоростью 970 км/ч - на 60 км/ч быстрее Як-25. Лучшей у Як-30 была и скороподъемность, высоту 5 тыс. м он набирал за 2,2 минуты. Стреловидность крыла практически не повлияла на потолок, дальность и продолжительность полета истребителя. Однако время виража и посадочная скорость при стреловидном крыле несколько возросли, соответственно увеличилась и длина пробега.
Испытания показали, что новый истребитель со стреловидным крылом во многом превосходит прямокрылого предшественника. В начале 1949 г. в ОКБ был построен улучшенный вариант истребителя - Як-30Д с усовершенствованной корневой частью крыла, в конструкцию которого был введен и так называемый "внутренний подкос", установлены воздушные тормоза. Щелевой закрылок заменили на выдвижной, увеличили запас топлива и боекомплект. По-иному на Як-30Д скомпоновали силовую установку, внесли изменения в кислородное и радиооборудование. В результате нововведений взлетный вес истребителя увеличился с нормальной заправкой топливом до 3440 кг; с подвесными баками - до 4015 кг. Максимальная скорость Як-30Д у земли достигла 1025 км/ч, а дальность полета - 1950 км. Однако к 1949 г. характеристики даже улучшенного Як-30 уже не отвечали возрастающим требованиям к легким фронтовым истребителям. Поэтому Як-30 и Як-30Д остались лишь в опытных экземплярах.
Размах крыла, м 8.65
Длина, м 8.86
Площадь крыла, кв.м. 15.10
Масса, кг
пустого самолета 2415
максимальная взлетная 3630
Тип двигателя 1 РД РД-500
Тяга, кгс 1 х 1590
Максимальная скорость , км/ч 1025
Практическая дальность, км
с ПТБ 1500
без ПТБ 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин 2460
Практический потолок, м 15000
Экипаж, чел. 1
Вооружение : три 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов)
Длина, м 8.86
Площадь крыла, кв.м. 15.10
Масса, кг
пустого самолета 2415
максимальная взлетная 3630
Тип двигателя 1 РД РД-500
Тяга, кгс 1 х 1590
Максимальная скорость , км/ч 1025
Практическая дальность, км
с ПТБ 1500
без ПТБ 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин 2460
Практический потолок, м 15000
Экипаж, чел. 1
Вооружение : три 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов)
Як-30 ( первый с этим названием) - истребитель-перехватчик, среднеплан с двигателем РД-500, развитие Як-25, но крыло стреловидное с углом 35, обратным У= -2 при удлинении 5 и сужении 1,5, САХ — 1,775 м. Крыло двухлонжеронное, полки лонжеронов центроплана — из стали ЗОХГСА, консолей — из В-95, обшивка — из Д16 в 2 мм. Щелевые закрылки ЦАГИ. Площадь горизонтального оперения — 3,055 кв.м, площадь миделя фюзеляжа — 1,5 кв.м, диаметр его — 1,36 м. Кабина герметическая вентиляционного типа с передним бронестеклом 57 мм, сиденье катапультируемое с бронеспинкой. Вооружение и оборудование — как в Як-25. Масса пустого самолета — 2415 кг, взлетная — 3305 кг, с дополнительными баками — 3630 кг, центровка 16,7—24,9 % САХ.
Самолет проходил испытания 4 сентября — 16 декабря 1948 г. (С. Н. Анохин) и показал скорость до числа М = 0,935 со снижением. Отмечалось, что в самолете удачно сочетались большая скорость с отличной маневренностью, горизонтальной и вертикальной, что позволяло ему вести бой с любыми типами истребителей. Впрочем, было также отмечено, что неудачен профиль крыла и неудовлетворительна компенсация элеронов. В серии не строился из-за наличия МиГ-15, а с двигателем РД-500 уже был истребитель Ла-15, отнюдь не худший.
В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950"
Комментариев нет:
Отправить комментарий