28/03/24

Опытный танк Т-34Р (СССР. 1941 год).

Гуляет давно по интернету детективная история про модификацию танка Т-34 - Т-34Р с роторно-пластинчатым двигателем. Многие "иксперды" считают, что это фейк. Что до меня : признаюсь честно - мне ничего не известно про работы в СССР в те годы над роторными двигателями. В то же время известно, что герр Ванкель со своими работами возился до 1960-х годов. Можно ли было создать работоспособные роторные ДВС на технологиях 1940-х годов? Большой вопрос. Но историю расскажу. Широко распространено мнение, что лучшим (по меньшей мере одним из лучших) танком Второй Мировой Войны был Т-34. Однако, не все модификации машины знают даже специалисты и любители, увлекающиеся историей танкостроения. Сведения о Т-34Р мало известны даже профессиональным историкам. Дело в том, что одновременно с созданием Т-34 и совершенствованием его конструкции, Кошкин создал ещё один вариант машины, под роторно-пластинчатый двигатель ...
Преимущество роторно-пластинчатой схемы в отсутствии возвратно-поступательного движения поршня и увеличения мощности, вследствие этого, почти на 30% при равном объеме цилиндров и гораздо меньших габаритах мотора. Что, при размещении нового двигателя поперек корпуса, давало "тридцатьчетверке" возможность сдвинуть башню назад, убрать с лобового бронелиста люк механика водителя, увеличить боекомплект, увеличить запас хода за счет увеличения объема внутренних топливных баков. Установочная партия из 10 машин была выпущена харьковским заводом 10 мая 1941 года и поступила в войска. Однако, в связи с недоведенностью двигателя (были проблемы с охлаждением) в первую же неделю эксплуатации на завод стали поступать тревожные сигналы из части, куда прибыли новые боевые машины. Возможно, если бы война наступила на полгода позже, то двигатель мог быть усовершенствован и Красная Армия могла получить более совершенное оружие. Однако история не знает сослагательного наклонения и за полтора месяца доработать систему охлаждения нереально. Вскоре началась война, руководство страны приняло решение не выпускать "сырую" машину, а сосредоточить внимание промышленности на освоенных и отработанных изделиях.
К сожалению, вся документация на машину, оснастка производства и персонал причастный к созданию новой машины, погибли под бомбежкой во время эвакуации из Харькова. Для восстановления или создания заново не было ни времени, ни людей, ни техники. Судьба первых 10 Т-34Р сложилась обычным для того времени образом: 4 с неисправными моторами были подорваны в ремонтных боксах при отступлении, а остальные 6 подбиты в боях за Киев.
 
P.S. МТО Т-34 расчитано на рядный двигатель. При установке такого двигателя поперек корпуса Т-34 места явно бы не хватило. А если все же попробовать поставить двигатель поперек, следовало делать раздельные привода, что в свою очередь займет больше места. При этом потеряется выигранное внутреннее пространство, что исключит смещение башни и установку посадочных люков над отделением управления. К тому же, известно, что первые двигатели, использующие роторно-пластинчатую схему были доведены до работоспособного состояния, как было сказано выше, только в 1960-х годах. В итоге, вывод можно сделать неоднозначный : либо вся эта тема придумана очередным любителем альтернативной истории, либо данный проект действительно существовал, но из-за своей высокой технологичности был крайне секретным и не сохранил никаких подробных фотографий и документов.

2 комментария:

  1. Реально якась дичина. Двигун будь-який так поперек не встане, бо там по боках два кожухи з пружинними ресорами. А ще треба розмістити трансмісію, яка переїде з задньої частини. Саме припущення що СРСР з віковим відставанням в моторобудуванні винайшов щось оригінальне викликає регіт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я згоден загалом, але не виключаю можливість роботи в СРСР тоді над деяким роторним двигуном, якого ми не знаємо (поки) або адаптації для цього танка будь-якого двигуна іноземного виробництва. Хоча 1940-і роки... З великою натяжкою...

      Удалить