04/03/24

Опытные тяжёлые танки Т57 и Т58 (США. 1952 - 1957 год).

Опытный тяжёлый танк T57 разработан в США в середине 50-годов, представляет собой незначительно доработанный танк T43. 12 октября 1951 года было принято решение создать опытные тяжелые танки с основным вооружением в так называемой «качающейся» башне и с автоматизированной системой заряжания. Идея «качающейся» башни была позаимствована американскими инженерами во Франции, где к этому времени подобные башни уже устанавливались на танках АМХ-13 и АМХ-50. Новый американский танк, получивший обозначение T57 (по американской послевоенной терминологии — «120-мм пушечный танк T57»), должен был базироваться на шасси танка T43 и при этом иметь «качающуюся» башню со 120-мм орудием на тяжелых наружных цапфах ...
Корпус танка T57 почти без изменений заимствовался от M103, но вот башня… На танке была установлена качающаяся башня — разновидность танковой башни, в которой орудие неподвижно устанавливается в верхней половине башни, качающейся на цапфах относительно поворотной нижней половины. Такая башня имеет ряд специфических как преимуществ, так и недостатков перед башнями традиционной схемы. Основным преимуществом качающейся башни перед башнями традиционной схемы является неподвижность верхней части башни относительно орудия, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания. Башня представляла собой две литые детали, шарнирно скрепленные между собой. Нижняя опиралась на роликовый погон и обеспечивала горизонтальное наведение оружия, как и в традиционных конструкциях, но верхняя деталь, собственно и являвшаяся башней и вмещавшая в себя вооружение, рабочие места для трёх членов экипажа и часть боекомплекта была выполнена качающейся на горизонтальной поперечной оси, для обеспечения вертикального наведения. Автомат заряжания размещался в массивной задней части башни и состоял из подающего устройства и барабана на 8 унитарных выстрелов, находившегося под затвором орудия. В барабан, приводящийся в действие с помощью гидравлического досылателя, могли заряжаться боеприпасы трех типов, выбор которых осуществляли наводчик или командир танка. Стреляные гильзы выбрасывались через специальный люк на крыше башни.
Для заряжания снаряд сначала извлекался из магазина назад и вверх, в лоток досылателя, затем лоток приводился в положение для заряжания, соосно с каналом ствола, и досылал снаряд в казенник. Магазин, досылатель и орудие качались вместе, поэтому не требовалось выводить ствол в определённое положение и процесс заряжания не зависел от угла вертикального наведения. Орудие представляло собой 120-мм нарезную пушку Т123Е1, но доработанную для использования унитарных выстрелов. Необычно было жесткое крепление орудия столь большого калибра в башне, без каких либо противооткатных устройств. Поэтому для открывания затвора был применен гидравлический привод, автоматически срабатывавший после выстрела. Ролью заряжающего было пополнять магазин из укладки в корпусе, содержавшей дополнительно 10 выстрелов, обеспечивая таким образом боекомплект в 18 штук. По мнению американских военных этого было явно недостаточно. С орудием был спарен 7,62-мм пулемёт (слева), а справа находился телескопический прицел. Большие размеры подвижной части в качающейся башне создавали ряд проблем. Одной из них являлась дополнительная площадь, а соответственно и масса бронирования, необходимого для обеспечения защиты при любых углах возвышения орудия, по сравнению с башнями традиционной конструкции, где эту роль выполняет сравнительно небольшая маска орудия. Качающаяся вместе с орудием кормовая ниша башни также ограничивала максимальный угол возвышения орудия, упираясь в крышу задней части корпуса. Вдобавок, сравнительно большой зазор между верхней и нижней частями башни затруднял её герметизацию для преодоления глубоких бродов, либо для защиты от оружия массового поражения, что стало важным требованием к танкам во многих странах в 1950-е - 1960-е годы. Не менее серьёзным недостатком со временем стала и крайняя сложность стабилизация орудия в вертикальной плоскости, обусловленная большой массой подвижной части. Расположение мест экипажа в башне стандартно для американских танков – справа от орудия наводчик, за его спиной командир танка и заряжающий слева от орудия. Над местом командира расположена небольшая башенка с шестью призматическими приборами наблюдения T36 и турелью для 12,7-мм зенитного пулемёта. Второй люк предназначен для заряжающего. Оба люка смонтированы на большой плите, составлявшей среднюю часть крыши башни, которая могла быть открыта при помощи гидравлического подъёмника для облегчения доступа к механизмам башни. Рабочее место механика-водителя осталось без изменений.
Учитывая инновационность проекта T57, работы продвигались медленно, и к моменту, когда были готовы две башни (одна из них установлена на шасси Т43Е1) интерес к проекту остыл. Хотя постройка опытных образцов и была начата к середине 1950-х годов, все работы по ним были остановлены в 1957 году ещё до завершения сборки прототипов. После отрицательных результатов, показанных законченными прототипами средних танков на испытаниях, интерес военных к концепции качающейся башни значительно упал. Смена приоритетов в пользу разработки небольших, аэротранспортабельных танков привела к отмене проекта в январе 1957 года, до того как опытный образец достиг операционного статуса и мог бы быть опробован.
Тактико-технические характеристики T57

Боевая масса, т: 54,4
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6992
длина с пушкой вперёд 11412
ширина 3632
высота 2654
клиренс 457
Броня, мм:
лоб корпуса 127
борт корпуса 51
лоб башни 127
борт башни 137
Вооружение: 120 мм пушка Т179
один 7,62 мм пулемёт М1919А4Е1
один 12,7 мм зенитный пулемёт M2HB
Боекомплект: 18 выстрелов
3425 патронов 7,62 мм
3000 патронов 12,7 мм
Двигатель: карбюраторный, "Континенталь" AV-1790-5С
мощность 810 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 35,2
Запас хода по шоссе, км: 128
 
 
Проект тяжёлого танка T58 был разработан в 1957 году. Уже в 1950 году высказывалось предположение, что танки T43 и T57, вооруженные 120-мм пушками окажутся неспособными противостоять советским тяжелым танкам, и на конференции в октябре 1951 году было рекомендовано начать разработку нового танка с орудием калибра 155-мм. Первоначально планировалось установить орудие Т80, с высокой начальной скоростью, однако выбор в качестве основных бронебойных снарядов кумулятивного и бронебойно-фугасного со сминающимся корпусом позволил использовать более лёгкое орудие. Окончательный выбор пал на доработанное 155-мм орудие Т7, ранее опробованное на опытном тяжелом танке T30.
Таким образом к 18 января 1952 года тактико-технические требования к получившему обозначение T58 новому тяжелому танку были определены, и выдано распоряжение на производство двух башен в полной комплектации, для установки на шасси Т43Е1. После одобрения проекта, контракт на разработку и постройку получила United Shoe Machinery Corporation. Концептуально новая башня повторяла собой проект T57, где использовалась «качающаяся» башня, с тем лишь исключением, что орудие устанавливалось с обычными противооткатными устройствами (но отрегулированными на меньшую длину отката). Модифицированное орудие получило обозначение Т180, от Т7 главными отличиями были: вертикально скользящий клин затвора, эжектор и измененным дульным тормозом. Помимо этого стенки ствола в районе каморы были утолщены, а сама камора удлинена на один дюйм для возможности применения новых выстрелов раздельного заряжания с выступающей пластиковой пробкой на дульце гильзы. Теперь автомат заряжания оборудовался 6-ти зарядным магазином, располагавшимся позади затвора орудия. Барабан магазина имел раздельно-гильзовое заряжание, причем стреляные гильзы попадали сначала опять в магазин, а затем их вручную удалял заряжающий. Позади орудия, в нише башни горизонтально размещался магазин барабанного типа на шесть выстрелов. Для пополнения магазина заряжающий сначала помещал в пустую ячейку гильзу, а затем при помощи механизированной укладки снаряд. Заряжающий выбирал затребованный тип выстрела вращая магазин, после чего гильза и снаряд заряжались в один приём. После выстрела гильза выбрасывалась назад, в ячейку откуда она была изъята, и помещалась заряжающим обратно в укладку. Система управления огнём не отличалась от М103 и Т57, она состояла из стереоскопического дальномера командира Т50Е1, перископического прицела наводчика Т184Е1 и баллистического вычислителя Т30, но на прототипе он не устанавливался. Резервный телескопический прицел Т170 так же должен был устанавливаться на серийные танки, но отсутствовал на прототипе. Использовавшееся на прототипе шасси Т43Е1 было изменено для возможности придания качающейся башне максимального угла возвышения, в первую очередь это коснулось крыши моторного отсека, но в целом различия были минимальны.
Экипаж танка T58 состоял из четырех человек, из них трое находились в башне (командир, наводчик и заряжающий). Особенностью башен танков T57 и T58 стала конструкция крыши, оборудованной подвижной средней частью. При помощи гидравлики она могла откидываться вверх на угол 60° вместе с командирской башенкой и люком заряжающего. При этом крыша должна была служить защитным щитом во время срочной эвакуации экипажа. Также как и в случае с T57, было заказано две башни для танка T58, и планировалась их установка на шасси Т43Е1, но работы по созданию прототипов затягивались, и одновременно с отменой работ по проекту T57, были прекращены все работы и по проекту T58, что поставило крест на всех работах в области «качающихся» башен. Таким образом, французский тип башни американские конструкторы так и не приняли. Несмотря на автомат заряжания в «качающейся» башне, в экипаже присутствовал четвертый танкист, который «дозаряжал» этот автомат. Заметим, что теоретически применение автоматической системы заряжания на американских опытных танках обеспечивало скорострельность до 23 выстрелов в минуту против двух при ручном заряжании, однако с магазином всего на шесть или на восемь выстрелов такой темп стрельбы был явно недостижим. 
 
Тактико-технические характеристики T58

Боевая масса, т: 59,8
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6992
длина с пушкой вперёд 10815
ширина 3632
высота 3175
клиренс 381
Броня, мм:
лоб корпуса 127
борт корпуса 51
лоб башни 127
борт башни 70 - 83
Вооружение: 155 мм пушка Т180
один 7,62 мм пулемёт М1919А4Е1
один 12,7 мм зенитный пулемёт M2HB
Боекомплект: 32 выстрела
6500 патронов 7,62 мм
1200 патронов 12,7 мм
Двигатель: карбюраторный, "Континенталь" AV-1790-5С
мощность 810 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 35,2
Запас хода по шоссе, км: 128


17 января 1957 года работы по проектам танков T57 и T58 были закрыты.
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий