27/03/24

Опытный истребитель ANF Mureaux 190 (Франция. 1936 год).

Как уже неоднократно бывало в истории истребителей, в тридцатых годах вновь появились требования к легкому типу этих машин, которые должны были: быть простыми и недорогими в производстве; обладать простотой в наземной эксплуатации и пилотировании; иметь минимальное вооружение; оснащаться двигателями воздушного охлаждения, разработанными на базе авиамоторов для спортивных и гоночных самолетов. Французы, равно как и итальянцы, увидели много достоинств в легких истребителях, и командование ВВС Франции (Armée de I'Air) и руководство министерства авиации выдали в 1934 году нескольким авиастроительным компаниям контракты на постройку прототипов машин данного типа. Идея принятия на вооружение легких истребителей с двигателями примерно на половину мощности по сравнению с "большими" одномоторными истребителями, заключалась в следующем: машины данного типа должны были стать средством защиты от действий бомбардировщиков противника важных объектов в тыловых районах страны, таких, как, например, крупные города, заводы, источники стратегического сырья, транспортные узлы и военные объекты. Считалось, что достижения легкими истребителями боевой эффективности достаточно будет скорости, скороподъемности и дальности полета; компенсацию недостаточной мощности силовой установки должно было обеспечить более легкое вооружение ...
Во Франции в число хорошо известных авиастроительных компаний-создателей легких самолетов входила Caudron-Renault, которая уже создала ряд машин данного класса: от самых легких спортивного типа до более сложных и тяжелых с высокими характеристиками и мощными двигателями. Этой компании даже удалось добиться успеха, запустив в серийное производство легкие истребители C.714, принявшие участие в боях 1939-40 годов. В разработке легких истребителей приняли участие и другие компании, создавшие такие опытные машины как Bloch MB.700, Roussel R.30 и ANF-Mureaux 190. Компания Les Ateliers des Mureaux была образована в Ле-Мюро (Les Mureaux) в 1918 году и в основном занималась лицензионным производством. В 1930 году компания сменила свое название на Les Ateliers de Constructions du Nord de la France et des Mureaux (сокращенно ANF-Mureaux). Позднее компания стала известной благодаря созданию двухместных истребителей-разведчиков с крылом-парасолью ANF-Mureaux 113, 114, 115 и 117; самолеты данных типов использовались французскими ВВС в годы войны (в том числе и вишистскими ВВС после перемирия). Конструктор компании ANF-Mureaux был Андре Брюне (André Brunet), оставшийся на этом посту после состоявшейся в 1937 году национализации и включения в состав государственной компании "Национальное общество самолётостроения северной Франции" (Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Nord SNCAN). В 1935 году Андре Брюне по заданию отдела оснащения Министерства авиации начал разрабатывать легкий самолет-истребитель, предназначенный для участия в конкурсе вместе с машинами компании Caudron-Renault. Он разработал цельнометаллический (самолеты компании Caudron-Renault были цельнодеревянными) одноместный низкоплан с элегантным эллиптическим крылом и силовой установкой, состоявшей из нового двенадцатицилиндрового инвертированного рядного двигателя воздушного охлаждения Salmson 12 Vars, развивавшего на взлете мощность 450 л.с. (331 кВт) и вращавшего двухлопастный металлический винт изменяемого шага Ratier.
Специальный гоночный двигатель с отличным соотношением развиваемой мощности к весу (его "сухая" масса составляла всего 300 кг) был специально разработан компанией Salmson для самолетов, принимавших участие в гонках, посвященных памяти энтузиаста авиации и мецената Анри Дойч-де-ла-Мёрта (Coupe Henry Deutsch de la Meurthe), и был модифицирован для использования на самолетах-истребителях. Разработанный Андре Брюне легкий истребитель получил военное обозначение Mureaux 190 C1 (C1 [chasseur] обозначало категорию "одноместный истребитель"), и компания ANF-Mureaux начала интенсивные работы над прототипом. Руководство компании страстно желало не опоздать к 1937 году √ времени предъявления прототипов √ и оказаться в числе участников конкурса на легкий истребитель, организованного командованием ВВС Франции в 1934 году. В 1936 года изготовление прототипа было завершено и еще не летавший самолет был отправлен в Париж для участия в ежегодном авиасалоне. Первые полеты Mureaux 190 C1 были выполнены в июле 1936 года под управлением заводского летчика-испытателя Дежобера (Desjobert). В ходе заводских испытаний выяснилось, что, несмотря на то, что крыло самолета было оснащено закрылками, высокая удельная нагрузка на крыло делала поведение самолета на малых скоростях довольно сложным. Однако в целом маневренность машины была хорошей. В крыла с тонким скоростным профилем было применено очень интересное техническое решение в виде мощного носового кессона, конструкция которого была запатентована Брюне. Также во время испытаний обнаружились серьезные проблемы в силовой установке: двигатель страдал от различных поломок и перегрева задних цилиндров. В итоге самолет неоднократно возвращался в цеха компании, где провел больше времени, чем на аэродроме.
Хотя в ходе испытаний вооружение на прототип не устанавливалось, после их окончания планировалось оснастить самолет 20-мм пушкой Hispano 404 для стрельбы сквозь полую втулку винта и двумя 7,7-мм пулеметами MAC 34 по одному в каждой консоли крыла. В модели, предназначенной для серийного производства, была предусмотрена установка двигателя Salmson 12, способного развивать мощность 750 л.с. (551 кВт), однако доводка данного двигателя застопорилась. Вследствие постоянных проблем руководство компании ANF-Mureaux приняло решение, что прототип 190 C1 должен был стать своего рода летающей лабораторией и демонстратором технологий. Боевым вариантом должен был стать 191 C1, оснащенный мощным 750-сильным двигателем Salmson 12, комплектом вооружения и убирающимися основными стойками шасси. Работы по изготовлению планера 191 C1 начались в 1937 году. Таким образом, были завершены официальные испытания 190 C1, а сам самолет, предназначенный для испытаний более мощного двигателя, был отправлен на хранение. В 1938 году руководство компании Salmson объявило, что дальнейшие работы по доводке мощного двенадцатицилиндрового двигателя завершены, а сама тема создания 750-сильного мотора закрыта. Это означало конец проекта 191 C1, поскольку переделка его под установку другого двигателя фактически означала разработку нового самолета. Радиальные двигатели требовали капитальной переделки, а что касается компании Renault, которая входила в объединение Caudron-Renault и также разрабатывала рядные двигатели воздушного охлаждения, то ее руководство старалось не снабжать конкурентов своими моторами.
Следует сказать, что командование французских ВВС постепенно потеряло интерес к легким истребителям, и к 1939 году самолеты данного типа уже не находились в числе обладавших высоким приоритетом. Прототип ANF-Mureaux 190 C1 дожил до начала войны, после капитуляции был списан. В заключение следует сказать, что с технической точки зрения 190 C1 имел продолжение. После национализации в состав SNCAN помимо компании ANF-Mureaux вошла также и Potez с ее мощными заводами и конструкторским бюро. Андре Брюне совместно с новыми коллегами Леметром (Lemaître) и Юбером (Hubert) разработали "полулегкий" истребитель Potez 230 C1, в конструкции которого был использован ряд узлов незавершенного ANF-Mureaux 191 C1 (крыло с убирающимися основными стойками шасси, хвостовое оперение и часть фюзеляжа). С двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12 Xcrs (630 л.с. [493 кВт]) прототип Potez 230 C1 поднялся в воздух в марте 1940 года. Серийное производство Potez 230 C1 заказано не было и после поражения Франции самолет был увезен в Германию для изучения конструкции крыла.
Размах крыла, м 8.38
Длина, м 7.20
Высота, м 3.00
Площадь крыла, кв.м 10.00
Масса, кг
пустого самолета 850
нормальная взлетная 1290
Тип двигателя 1 ПД Salmson 12Vars
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 450
Крейсерская скорость , км/ч 376
Практическая дальность, км 920
Практический потолок, м 9200
Экипаж, чел. 1
Вооружение : одна 20-мм пушка и два 7.7-мм пулемета
 
http://www.airwar.ru/ (перевод Ивана Бякина), http://aviadejavu.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий