27/03/24

Проект лёгкого танка Гавалова (СССР. 1944 год).

Несмотря на то. что со второго полугодия 1943 года производство легких танков было прекращено, проектные работы в КБ заводов по легким танкам продолжались. Так, в 1944 году на Горьковском автозаводе И.В. Гаваловым был разработан технический проект нового легкого танка. Компоновочная схема машины предусматривала кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения, совмещенные боевое отделение и отделение управления - в башне. В носовой части корпуса размещались топливные баки и часть боекомплекта. В башне справа от пушки находились механик-водитель, за ним командир машины, слева - наводчик и заряжающий. В этой машине предпринята попытка соединить легкий танк и мощное вооружение. Насколько в то время можно было реализовать "курсовую стабилизацию" водителя относительно башни судить трудно, но предельно обжатая компоновка - кстати, без существенных изъянов эргономики (с виду) очень обращает на себя внимание ...
Размещение механика-водителя в башне и использование двигателя с горизонтальным расположением цилиндров позволяло существенно снизить высоту корпуса машины. Механик-водитель вел наблюдение поверх пушки. При повороте башни он сохранял свое положение лицом вперед по ходу движения, совершая переносное движение по отношению к башне. Такое положение механика-водителя обеспечивалось специальным приводом (цепной передачей) от вращающегося (относительно башни) сиденья механика-водителя к корпусу танка, относительно центра вращающейся башни. Для этой цели опора башни была перенесена вниз и выполнена по типу погона лафета зенитной пушки. С сиденьем механика-водителя был связан перископический смотровой прибор, устанавливавшийся в крышке его входного люка. Крышка люка механика-водителя синхронно вращалась (относительно башни) вместе с его сиденьем. Для обеспечения обзорности при любых углах поворота башни механик-водитель был посажен выше остальных членов экипажа, а крыша башни была сделана покатой во все стороны. Приводы управления, могли быть выполнены как гидравлическими, так и электрическими. На валу вращения сидения механика-водителя были установлены звездочки по числу приводов управления: механизмом поворота, подачей топлива, главным фрикционом и коробкой передач. Движение педалей и рычагов механика-водителя передавалось через цепную передачу на соответствующие трубчатые оси, закрепленные на днище корпуса в центре башни. На трубчатых осях снизу имелись рычаги с вилками, соединявшиеся с соответствующими тягами. Передача движения от одной звездочки к другой не зависела от вращения башни вокруг своей оси и происходила как передача между неподвижными осями.
Вооружить танк планировалось длинноствольным орудием калибра 76-мм и пулемётом. Размеры танка : высота 1,3 м., длина 4 м. Ходовая часть – 7 катков большого диаметра. В связи с тем, что производство завода было ориентировано на выпуск легких самоходно-артиллерийских установок, дальнейшие работы по легким танкам были продолжены уже в послевоенные годы.

Источник - Солянкин А.Г., Павлов И.В., Павлов М.В., Желтов И.Г. Отечественные бронированные машины. XX век. Т. 2 (1941 - 1945 гг.).- М.: Экспринт, 2005.- 448 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий