Martin AM-1 Mauler (на русском - "крушитель") - палубный штурмовик ВМС США послевоенного периода. Разработан и серийно выпускался фирмой Glenn L. Martin Company. Эксплуатировался с 1948 по 1953 год. В боевых действиях не участвовал. Хотя и обладал потрясающей бомбовой нагрузкой и хорошими летными данными, но проблемы в эксплуатации и сложности с посадкой на авианосцы привели к тому, что самолет очень недолго состоял на активной службе ...
В 1943 году ВМС США решили отказаться от разделения палубных самолетов на пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы с экипажем из 2 или 3 человек. Опыт боевых действий показал, что один пилот вполне может справиться как с управлением самолета, так и с наведением бомб и торпед на цель. А лучшей защитой от вражеских истребителей является скорость и прикрытие своими истребителями. Кроме того, сокращение типов палубных ударных самолетов до одного позволит повысить гибкость и эффективность авиационных групп и увеличить количество истребителей на авианосцах. Был объявлен конкурс на одноместный многоцелевой бомбардировщик-торпедоносец. В конкурсе приняли участие 4 проекта - Curtiss XBTC-1, Douglas XBT2D-1 Skyraider, Kaiser-Fleetwings XBTK-1 и Martin XBTM-1 Mauler. Победителями стали самолеты фирм Martin и Douglas - будущие AD-1 Skyraider и AM-1 Mauler. Фирма Martin получила 31 мая 1944 года заказ на производство 2 прототипов, получивших внутри фирмы индекс Model 210. Первый построенный прототип поднялся в воздух 26 августа 1944 года и с 11 декабря 1944 года начал проходить испытания в Naval Air Test Center (Patuxent River, штат Мэриленд). 15 января 1945 года ВМС США заказали 750 самолетов, но в августе 1945 года, после поражения Японии и окончания Второй Мировой войны, заказ был сокращен до 99 штук. Второй прототип выполнил первый полет 20 мая 1945 года. В апреле 1946 году в связи с изменением наименований самолетов ВМС США индекс XBTM-1 был заменен на AM-1. Испытания и устранение множества выявленных проблем продолжались до конца 1946 года.
Самолет производился на завод фирмы Glenn L. Martin Company в городе Балтимор, штат Мэриленд. Первая партия серийных Martin AM-1 Mauler была готова к марту 1947 года. Но тестовые полеты выявили очередную порцию неприятностей. В ходе посадок на авианосец обнаружили структурные проблемы с задней частью фюзеляжа, один из самолетов просто разорвало на две половины при посадке. Управляемость на низких скоростях оказалась неудовлетворительной, кабина пилота требовала переделок, гидравлическая система была подвержена постоянным утечкам. Только к началу 1949 года эти проблемы более или менее удалось ликвидировать.
Кроме основной модификации, была выпущена небольшая партия (18 штук) самолетов, предназначенных для электронного противодействия вражеским радарам. Они получили индекс AM-1Q. Экипаж был увеличен до двух человек - летчик и оператора электронного оборудования. Для этого пришлось убрать внутренний топливный бак за кабиной пилота и там соорудить рабочее место оператора - полностью закрытое, весьма небольшого размера и без каких-либо приборов для визуального наблюдения окружающего пространства.
Martin AM-1 Mauler - одномоторный цельнометаллический одноместный моноплан с низкорасположенным складывающимся крылом и убирающемся шасси. Центральная часть крыла была двухлонжеронная, внешние складывающиеся панели трехлонжеронными. На задней поверхности крыла расположены воздушные тормоза. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Фонарь каплевидный. Общий объем баков с топливом составлял 1900 литров. Все баки протектированные. Вес брони, защищавшей пилота и маслорадиатор, составлял 135 кг. Двигатель Pratt & Whitney R-4360-4 Wasp Major, 28 цилиндров, воздушное охлаждение. Стрелковое вооружение AM-1 состояло из 4 пушек T31 калибра 20-мм. Боезапас в 200 снарядов для каждой пушки. Пушки располагались в крыльях, по 2 в каждом крыле. Три основные точки подвески - одна под фюзеляжем, и по одной в корне крыла, могли нести бомбы, ракеты, торпеды или топливные баки весом до 1043 кг. Также на корневые точки подвески можно было установить поисковый радар AN/APS-4. 12 дополнительных точек подвески (6 под каждым крылом) были предназначены для 127-мм неуправляемых ракет HVAR или бомб весом до 113 кг.
Модификации
XBTM-1 - прототип серийной машины, построено 2 экземпляра.
AM-1 - серийный вариант, построено 131 экземпляр.
AM-1Q - двухместная модификация, предназначенная для постановки помех вражеским радарам. Произведено 18 экземпляров.
XBTM-1 - прототип серийной машины, построено 2 экземпляра.
AM-1 - серийный вариант, построено 131 экземпляр.
AM-1Q - двухместная модификация, предназначенная для постановки помех вражеским радарам. Произведено 18 экземпляров.
Первой эскадрильей, которая получила на вооружение AM-1, была VA-174 (до августа 1948 года именовалась VA-17A). Но в описании подробностей источники сильно расходятся. По одним данным эскадрилья получила первые самолеты в марте - апреле 1948 года, в конце декабря проходила обучение взлету-посадке на борту авианосца USS Kearsarge и завершила обучение в январе 1949 года на борту авианосца USS Leyte в Западной Атлантике. Также она приняла участие в безуспешных поисках пропавшего пассажирского авиалайнера Avro Tudor, британской авиакомпании British South American Airways. Эскадрилья должна была базироваться на авианосце USS Midway, но пробыла там недолго, после чего передала все свои AM-1 в эскадрильи VA-44 и VA-45, сама же начала переобучение на AD-1, но уже в январе 1950 года была распущена и ликвидирована. Согласно другим источникам эскадрилья VA-174, вооруженная AM-1, проходила тренировки в апреле 1949 года на борту авианосца USS Kearsarge в Западной Атлантике и более на авианосцах не базировалась, вплоть до своей ликвидации в январе 1950 года.
Эскадрильи VA-44 и VA-45, получив свои самолеты в начале 1949 года, использовали их с борта USS Midway в Западной Атлантике очень недолго и уже в конце 1949 года летали на AD-1. В некоторых источниках даже не упоминается сам факт перевооружения на AM-1, но есть фотографии, которые доказывают, что AM-1 использовались в этих эскадрильях. Также AM-1 были на вооружении эскадрилий VA-84 и VA-85. Эти эскадрильи были созданы 15 сентября 1948 года в рамках ответных мер на блокаду Берлина советскими войсками. Личный состав был набран из резервистов и недавно закончивших обучение курсантов. Эскадрильи получили свои AM-1 в конце 1948 года. В начале 1949 года приняли участие в воздушном шоу в ходе инаугурации президента Гарри Трумэна. В мае 1949 года тренировали взлет и посадку на борту USS Midway. В ходе этих тренировок 10 AM-1 врезались в защитные барьеры при посадке. Летом 1949 года совершили двухнедельный поход вдоль Восточного побережья США на USS Midway. В связи с мирным разрешением Берлинского кризиса эскадрильи VA-84 и VA-85 были ликвидированы 29 ноября 1949 года.
Постановщик помех AM-1Q состоял на службе только в одной эскадрилье - VC-4. Вместе с VA-174 проходила тренировки взлета-посадки на USS Kearsarge в Западной Атлантике. О дальнейшем использовании эскадрильей этих самолетов ничего не известно. Но уже в начале 1950 года VC-4 согласно документам летала на F4U-5N. С 1950 года по 1953 год AM-1 использовались только резервными эскадрильями наземного базирования. AM-1 оказался слишком капризным в эксплуатации и сложным при посадке на авианосец. ВМС США окончательно остановили свой выбор на более скромном по ТТХ, но зато более надежном и покладистом AD-1 Skyraider.
Размах крыла, м 15.24
Длина, м 12.55
Высота, м 5.13
Площадь крыла, кв.м. 46.08
Масса, кг
пустого самолета 6577
нормальная взлетная 10608
Тип двигателя 1 ПД Wrignt R-3350-4 Cyclone
Мощность, л.с. 1 х 2975
Максимальная скорость , км/ч 591
Крейсерская скорость , км/ч 304
Практическая дальность, км 2897
Практический потолок, м 9295
Экипаж,чел. 1
Вооружение : четыре 20- мм пушки T31 и до 2041 кг различных бомб и НУРС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий