Проект лёгкой 20 (плюс-минус) -тонной машины разрабатывался в первой половине 1970-х годов. В разработке участвовала исследовательская группа UDES, а также компании Bofors и Hägglunds. Проект был представлен компанией Bofors в 1972 году. В дальнейшем было решено вернуться к концепции с вращающейся башней, и работы были продолжены в рамках проекта UDES 14. Проект в серии воплощён не был ...http://wiki.wargaming.net/
Построив очень необычный и неоднозначный танк Strv.103 (по точности, кучности и скорострельности с ним до сих пор тягаться некому) шведы озаботились развитием оказавшейся крайне плодотворной идеи. Одним из выявленных недостатков машины - была неспособность хорошего противотанкового орудия стрелять с обратных склонов, что как показала практика, весьма и весьма полезно. Как быть, и как не растеряв преимуществ сверхтяжелого лафета с минимумом подвижных частей научиться стрелять из-за холма? Именно эту проблему и попытались решить шведские конструкторы в рамках программы UDES, при постройке машины номер 03. Сверхкомпактная двухместная боевая машина весом около 23-25 тонн получила, в дополнение к вертикальной наводке путем управления подвеской - систему вертикального наведения пушки, что позволило ей принимать довольно забавное положение для стрельбы из-за укрытий. В сочетании с никаким силуэтом это делает машину на позиции почти неуязвимой. А 105-мм (позже планировались и 120-мм орудие ) пушка с длинным стволом по тому времени - очень и очень серьезное орудие, почти всесокрушающее. Однако - разработка так и осталась разработкой.
Дело в том, что испытания прототипа показали, что двух человек в экипаже (водителя и командира-наводчика) в принципе недостаточно для управления машиной в бою. Такой сверхэкономный экипаж не в состоянии и управлять машиной, и прицельно стрелять, и отслеживать положение дел на поле боя (что при такой высоте машины и посадке экипажа трудно отдельно, независимо от численности экипажа), и поддерживать разумную радиосвязь внутри подразделения. Да и, к тому же, очень хотелось стрелять в движении и иметь круговой обстрел. Так что история безбашенных шведских танков на этом прототипе и закончилась.
Шведская оборонная промышленность известна своими нестандартными подходами к созданию военной техники, в том числе танков. Пожалуй, самым ярким примером этого стал безбашенный средний танк Strv 103. После принятия этой машины на вооружение развитие оригинальных идей продолжилось, результатом чего стало появление нескольких новых проектов бронетехники необычного облика. Первым представителем этой линейки стал танк, оставшийся в истории под рабочим обозначением UDES 03. В 1967 году шведская промышленность начала серийное строительство средних танков Strv 103, при помощи которых планировалось провести перевооружение армии. На некоторое время вооруженные силы могли отвлечься от проблемы создания новой техники. Тем не менее, перерыв оказался недолгим, уже в начале семидесятых годов работы по тематике развития бронетанковой техники были возобновлены. Промышленность получила от военного ведомства задание по созданию нескольких образцов перспективной бронетехники. На новые проекты выделили 1,8 млн шведских крон (около 8 млн долларов США). Заниматься разработкой техники должны были несколько подрядчиков, в том числе и управление министерства обороны FMV, отвечавшее за создание и закупки новой материальной части.
Изначально планировалось, что специалисты FMV будут осуществлять общую координацию работ оборонной промышленности, а также сформируют требования к новой технике. Тем не менее, со временем эта организация занялась созданием своего собственного проекта перспективного танка. При этом работы велись не самостоятельно. В силу технологических, экономических и иных причин организация FMV была вынуждена привлечь к своим проектам фирмы Hägglunds и Bofors, которым планировалось поручить часть работ. Проект перспективного танка получил обозначение UDES 03 (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon 03 – «Наземная боевая машина, стреляющая прямой наводкой, вариант 3»). Руководителем нового проекта был назначен конструктор Свен Берге. Ранее он сыграл важнейшую роль в создании танка Strv 103, и теперь имел возможность повлиять на дальнейшее развитие шведского танкостроения. Возможно, в новом проекте действительно проявился «человеческий фактор», который и стал причиной того, что танк UDES 03 должен был стать дальнейшим развитием существующего образца с прямым заимствованием некоторых идей и узлов. Исходные требования к проектам нового семейства выглядели следующим образом. Требовалось создать легкий танк с боевой массой около 20 т и удельной мощностью до 30 л.с. на тонну. Экипаж машины должен был включать двух или трех человек. Следовало предусмотреть возможность использования такого танка в качестве основы для техники иных классов. Особо подчеркивалась необходимость широкого применения существующих узлов и агрегатов, что позволяло значительно снизить стоимость серийной техники. В соответствии с предъявленными требованиями авторы проекта UDES из организации FMV проработали несколько версий облика танка. Один из проектов, получивший условное обозначение Objekt 2013A, должен был стать уменьшенной версией серийного Strv 103 с новой орудийной установкой. В отличие от существующей машины, новый «Объект 2013A» предполагалось оснастить качающейся артиллерийской частью. Из всех предварительных предложений именно Objekt 2013A сочли наиболее удачным. Этот проект решили развивать, но уже под новым названием UDES 03. Оригинальное предложение имело ряд положительных особенностей. Прежде всего, можно было получить высокую степень унификации с серийной техникой. Также сохранялись достаточно высокие характеристики, свойственные существующему танку. Кроме того, появлялась возможность улучшения боевых качеств. В отличие от других танков своего времени, Strv 103 не мог стрелять с обратных склонов, что было серьезным недостатком. Наличие качающейся орудийной установки в сочетании с управляемой подвеской давало перспективному UDES 03 заметные преимущества как перед Strv 103, так и перед современными зарубежными бронемашинами.
Имея достаточное финансирование и располагая запасом времени, специалисты организации FMV решили не торопиться и сосредоточиться на предварительных исследованиях. Несмотря на планируемую унификацию с Strv 103, танк UDES 03 должен был иметь некоторые заметные отличия. Все новые черты этой машины нуждались в проверке. Для проведения предварительных испытаний были построены несколько оригинальных опытных образцов. Важную роль в этих работах сыграли серийные гусеничные бронетранспортеры Pansarbandvagn 302. Расчеты показывали, что использование качающейся пушки с соответствующими креплениями и системами наведения приведет к тому, что ствол будет располагаться выше, чем у Strv 103. Как следствие, возникли определенные сомнения в возможности сохранения приемлемого обзора. Кроме того, требовалось исключить вероятность повреждения ствола при движении по пересеченной местности. Для проверки подобных качеств будущей машины был построен специальный опытный образец. Из дерева изготовили имитацию верхней части корпуса перспективного танка. Она имела требуемую длину и уменьшенную ширину. Изделие оснащалось наклонным лобовым листом, расположенным почти горизонтально. Слева от такого «корпуса» поместили устройство прямоугольного сечения, имитировавшее пушку. В кормовой части имелся люк «водителя». Относительно легкую деревянную конструкцию при помощи балок и других устройств закрепили на имеющемся бронетранспортере Pbv 302. Секция корпуса помещалась на высоте, оговоренной проектом UDES 03. Бронемашина с деревянным макетом танка, в котором находился испытатель, совершала поездки по полигонам, в ходе которых проверялся обзор с рабочего места водителя. Кроме того, испытатели следили за поведением «пушки» и определяли риски для нее. Испытания макета показали, что смещение орудия не оказало никакого заметного влияния на обзор или габариты бронемашины. Водитель по-прежнему мог следить за дорогой, а орудие не рисковало уткнуться в грунт. По результатам этих испытаний, было принято решение о продолжении работ. В новом этапе проекта UDES 03 вновь планировалось использовать макетные образцы техники. Одно из таких изделий требовалось для проверки оригинальной орудийной установки, а при помощи второго предполагалось установить подвижность техники. Оба тестовых макета были построены в 1973 году и вскоре отправились на полигоны. Примечательно, что для ускорения и упрощения работ в качестве основы для техники вновь использовались бронетранспортеры Pbv 302, однако на этот раз от них остались только шасси и некоторые другие агрегаты. Проверка артиллерийской части и некоторых других устройств производилась при помощи несамоходной гусеничной платформы-стенда. Существующий бронетранспортер лишился большей части корпуса, которую обрезали в соответствии с требованиями нового проекта. Ходовая часть претерпела серьезные изменения. Были использованы опорные катки меньшего диаметра. Первые три пары катков из пяти сохранили торсионную подвеску с балансирами. Две задние пары катков получили Г-образные балансиры: длинное плечо имело крепление для катка, а короткое соединялось с поршнем гидроцилиндра. Остались на своих местах передние ведущие и задние направляющие колеса. Корпус лишился всех элементов силовой установки. Гидравлическая система должна была использовать электрический насос, энергия которого подавалась извне. В корме корпуса предусмотрели прямоугольный вырез, в котором помещались крупный кожух казенной части пушки и элементы системы вертикальной наводки. В качестве имитации оружия стенд-макет получил ствол 105-мм нарезного орудия с крупным дульным тормозом. В корпусе присутствовали два рабочих места экипажа. Их поместили у левого борта, со сдвигом к корме. Конструкция ходовой части позволяла изменять положение корпуса, поднимая корму и опуская нос. При этом ведущие колеса могли ложиться на грунт, а направляющие выходили на высоту около 1,5 м. Приводы вертикальной наводки, в свою очередь, позволяли вести огонь из такого положения в широком диапазоне углов. Однако в ходе испытаний было установлено, что реализация таких возможностей связана с некоторыми проблемами. Самой серьезной стал обрыв гусениц при подъеме кормы. Изменение формы гусеницы приводило к чрезмерным натяжениям и разрушению «слабых мест». Требовалось доработать ходовую часть, иначе в боевой обстановке машины не смогли бы использовать имеющиеся преимущества. На трассу танкодрома планировали отправить специальный ходовой прототип. Эта машина тоже строилась на базе бронетранспортера Pbv 302, однако в ее случае такая особенность конструкции была связана не только с ускорением работ, но и с унификацией серийной техники. При этом внешнее сходство БТР и танка было минимальным и ограничивалось только нижней частью корпуса и конструкцией ходовой части. Ходовой прототип получил все элементы силовой установки и трансмиссии, тогда как вооружение и связанное с ним оборудование либо отсутствовало, либо имитировалось макетами.
Ходовой прототип получил корпус, схожий с агрегатами серийного Strv 103. Имелся крупный наклонный лобовой лист, соединявшийся с небольшой горизонтальной крышей и наклонными бортами. Лобовой лист имел крупную амбразуру для вывода качающегося ствола пушки. Для дополнительного увеличения углов наведения имелась продольная выемка под стволом. Нижняя лобовая деталь корпуса устанавливалась с наклоном вперед и имела выступающие боковые кожухи элементов трансмиссии. Прототип получил дизельный двигатель. По некоторым данным, это был Volvo THD 100 мощностью 270 л.с., применявшийся на бронетранспортерах. Ходовая часть заимствовалась у Pbv 302 без доработок: по пять крупных опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Снаряженная масса опытного UDES 03 составляла 12 т. Испытания ходового прототипа, прошедшие в первых месяцах 1973 года, позволили подтвердить расчетные характеристики бронемашины. Удалось получить требуемую подвижность, что в сочетании с результатами предыдущих испытаний давало проекту большое будущее. После проведения нескольких этапов испытаний появлялась возможность доработать имеющийся проект и внести в него необходимые изменения. После подобной доработки перспективный танк UDES 03 мог рассчитывать на постановку в серийное производство и принятие на вооружение. По результатам всех проведенных испытаний конструкторы FMV сформировали окончательный облик нового танка. Предлагалось использование броневого корпуса, аналогичного разработанному ранее, но доработанному в связи с установкой качающегося орудия. Сохранялся крупный наклонный лобовой лист, позади которого находилась небольшая горизонтальная крыша. Часть такой крыши приходилась на верхнюю поверхность кожуха орудийной установки. Вся передняя часть корпуса отдавалась под силовую установку и трансмиссию. Позади моторного отсека, слева от пушки, помещался небольшой обитаемый отсек с рабочими местами механика-водителя и командира-наводчика. В центре корпуса проектом UDES 03 предусматривалось размещение 105-мм нарезной пушки с дульным тормозом. Кормовой отсек корпуса выделялся под механизированную укладку боеприпасов и автомат заряжания. Все операции по обслуживанию орудия должны были осуществляться без участия человека. Для наведения пушки планировалось применять перископический прицел на рабочем месте командира. Подвижность машины предполагалось обеспечить двигателем, дающим удельную мощность на уровне 30 л.с. на тонну – 600-900 л.с. при боевой массе на требуемом уровне 20-25 т. Ходовая часть должна была иметь по пять опорных катков большого диаметра на каждом борту. Предлагалось использование комбинированной подвески с применением торсионов и гидравлических амортизаторов с возможностью управления работой последних.
Следует отметить, что в 1973 году работы по созданию легкого танка перспективной модели завершили не только сотрудники FMV. В соответствии с требованиями, представленными этой организацией ранее, свои версии новой бронемашины представили компании Hägglunds и Bofors. Интересно, что обе эти фирмы тоже прорабатывали вопрос дальнейшего развития танка Strv 103. Рассматривалась возможность повышения характеристик имеющейся машины теми или иными путями. Кроме того, компания Hägglunds предложила предварительный проект танка с шасси, аналогичным серийному, и полноценной башней. Тем не менее, все предложенные проекты так и остались на бумаге. В мае 1973 года специалисты шведского танкостроения провели заседание, в рамках которого определили дальнейшие пути развития отрасли и перспективных проектов. С учетом опыта проектных работ и результатов последних испытаний было решено, что безбашенная схема, при всех ее преимуществах, не может использоваться в качестве единственно верного пути развития техники. Параллельно следовало создавать и проверять танки классической архитектуры, имеющие полноценную башню с вооружением. С целью решения новых задач организация FMV инициировала разработку очередного проекта, получившего официальное обозначение UDES 14. Результатом этого проекта должен был стать легкий танк с башней на основе доработанного существующего шасси. Силы нескольких организаций вскоре были сосредоточены на этом проекте.
Более не нужные макеты и прототип, построенные в рамках проекта UDES 03, отправились на хранение. По разным данным, их пробовали привлекать к новым проектам, но дальнейшее развитие этих образцов фактически отменялось. Отдельные работы по существующему проекту продолжались до конца 1973 года, после чего были прекращены. В дальнейшем конструкторы из FMV и коммерческих предприятий занимались только иными проектами, хотя некоторые наработки по UDES 03 все еще использовались. Ходовой прототип танка UDES 03, построенный на базе серийного бронетранспортера, в 1973 году отправился на вечную стоянку, где и находился, как минимум, до девяностых годов. Время не пощадило машину, построенную из металла и дерева. На сохранившихся фотографиях прототип выглядел крайне плохо: машина лишилась лобового листа и крыши, макета пушки и других агрегатов, вплоть до гусениц. Восстановление прототипа, по понятным причинам, не планировалось. Что случилось с машиной в последние годы – неизвестно. Возможно, она полностью разрушилась под влиянием внешних факторов и времени. С начала семидесятых годов шведская оборонная промышленность занималась дальнейшим развитием танков, результатом чего стало появление нескольких оригинальных проектов. Первым результатом этих работ был танк UDES 03. В дальнейшем на основе имеющегося и приобретенного опыта были созданы новые образцы бронетанковой техники. Часть этих машин выглядела оригинально и необычно даже на фоне Strv 103 и UDES 03.
Комментариев нет:
Отправить комментарий