Весной 1939 года была разработана спецификация на сверхдальний высотный самолет-разведчик с дальностью полета не менее 5000 км (3107 миль) и крейсерской скоростью по крайней мере 450 км\ч. Фирма Тачикава, не обремененная заказами, ответила на призыв Koku Hombu - Министерство армейской авиации. Причина потребности в таком самолете лежала в плоскости обострения отношений с СССР в свете конфликтов Японии в боях с советскими войсками у озера Хасан в 1938 и на Халхин Голе в 1939 годах. Нужен был разведчик, способный работать с баз в Маньчжурии и летать к западу от озера Байкал.. Тачикава представила предложения согласно спецификации Koku Hombu, составленные проектной группой во главе с д-р Х. Кимура. Первоначальный проект разведчика Ki-74 был разработан в 1939 году. Для достижения требуемых характеристик, Кимура выбрал два радиальных двигателя Mitsubishi Ha-214М. Каждый двигатель развивал 2400 л.с. и работал на шестилопастный воздушный винт. Камнем преткновения стала кабина для Ki-74, которую необходимо было сделать герметичной для завершения проекта. Еще до Ki-74 на Тачикава велись интенсивные исследования и конструкторские разработки гермокабины ...
Герметичная кабина с наддувом для поддержания постоянного давления внутри желательна для воздушных судов, летящих выше 3000 м, что делает работу экипажу гораздо более комфортной, не требуется использование кислородных масок и защиты от холода. Она также предотвращает условия, при которых возникают гипоксия, баротравмы и кессонные болезни. Были реализованы два проекта, чтобы испытать такую кабину. Первый - Тачикава Кi-77. Задуман он был как самолет, способный преодолеть без посадки расстояние от Токио до Нью-Йорка. Работа над ним началась в 1940 году. Для Ki-77 Д-р Кимура применил герметичную кабину экипажа. Считалось, что кабина будет сохранять нормальное атмосферное давление, однако в ходе испытаний она не оправдала ожиданий и экипаж все равно вынужден был постоянно находиться в кислородных масках. Не получив удовлетворительного результата с кабиной Ki-77, на фирме приступили к другому проекту - SS-1, который являлся модификацией армейского транспортного самолета "тип LO" (кодовое имя Тельма), который, в свою очередь, сам был построен по лицензии Локхид Модель 14 "Супер Электра". Работа по SS-1 начались в 1940 году и завершились в мае 1943 года одним единственным опытным экземпляром, последующие испытания показали превосходные данные √ в кабине экипажа уверенно сохранялось постоянное давление и температура, позволяя обходиться без кислородных масок на высотах до 8 км. Исследования проблем герметичной кабины и строительство опытных Ki-77 и SS-1 задержали реализацию проекта Ki-74 так сильно, что работа над ним была приостановлена, и как только стало очевидно, что кабина нового самолета не будет готова в ближайшем будущем весь проект лег под сукно, ни одного прототипа построено не было.
Однако к концу 1941 года, Ki-74 проект был возрожден в целях изучения возможности применения созданной конструкции в качестве базы для создания дальнего высотного бомбардировщика, способного выполнять также и разведывательные задачи. Одна из задач, предусмотренная для нового проекта была возможность нанесения бомбовых ударов по объектам на тихоокеанском побережье США. Для удовлетворения такого требования, необходимо было внести изрядные коррективы в конструкцию Ki-74, первоначально спроектированного только как разведчик. Кроме бомбового отсека и прицела, были введено бронирование кабины экипажа и протектирование топливных баков. Предусмотренные изначально радиальные двигатели На-214М были заменены двумя радиальными Mitsubishi Ha-211-1, каждый из которых развивал взлетную мощность 2200 лошадиных сил. После завершения переработки проекта он был представлен Koku Hombu который утвердил его в сентябре 1942 года с заказом трех прототипов. В марте 1944 г. первый прототип Ki-74 был завершен, другие два самолета были готовы вскоре после этого, они отличалисьот первого Ki-74 только в том, что на них стояли оснащенные турбокомпрессором двигатели Mitsubishi Ha-21 II Ru. По завершении постройки этих трех прототипов начались их испытания. Поведение их в воздухе было признано приемлемым, однако двигатели На-211-1 и На-211-1 RU оказались недовведенными, они постоянно перегревались и часто выходили из строя. Вскоре были заказаны 30 самолетов предсерийной партии, но из-за серьезных проблем с двигателями было принято решение заменить их на менее мощные, но зато отработанные и надежные Mitsubishi Ha-104Ru по 2000 л.с. Реально до конца войны успели построить 13 штук из этой партии плюс один прототип с увеличенной до 12 тыс. км дальностью полета. 9 бомбардировщиков на момент июля 1945 года состояли на вооружении 2-го чутая 90-го сентая и проходили интенсивную подготовку экипажей в летно-исследовательском центре на аэродроме Фусса.
По конструкции Ki-74 был выполнен со среднерасположенным крылом по сравнению с первоначальным проектом, являвшемся низкопланом. Герметичная кабина располагалась в передней части, причем рабочее место пилота с фонарем было сдвинуто на полметра влево (как на советском Ер-2 первых серий) для обеспечения хорошего обзора на взлете ввиду того, что остекление кабины было мало, чтобы обеспечить герметичность, по сравнению с классическими фонарями. Экипаж самолета состоял из пяти человек : пилота, второго пилота, бомбардира, штурмана, выполняющего также функции радиста и стрелка. Оба пилота размещались тандемом друг за другом в верхней части кабины, бомбардир располагался в носовой части самолета, рабочее место штурмана было сразу за кабиной пилотов, а стрелок размещался за бомбоотсеком в нижней части фюзеляжа. Поскольку Ki-74 предполагалось использовать на больших высотах, где вероятность перехвата была невысока, оборонительное вооружение решено было применить минимальное, состоящее только из одного 12.7-мм пулемета Но-103, который располагался в хвостовом конусе и управлялся дистанционно. В походном положении пулемет прикрывался обтекателем, который срывало при первых же выстрелах. Перископов для наводки пулемета предусмотрено не было, прицеливание происходило "на глазок" через остекление в уступе в нижней части фюзеляжа сразу за бомбоотсеком. Сектора наведения были весьма ограничены : по 30 градусов в стороны и +\- 35 вверх\вниз, так что рассматривать это вооружение серьезно нет смысла, поскольку попасть из этого пулемета во что-либо вероятно было невозможно, скорее всего он служил для отпугивания одиночных истребителей. В бомбоотсек Ki-74 мог брать 1 тонну бомб, в том числе объем бомбоотсека допускал загрузку тандемом двух 500-кг бомб или четырех 250-кг или же одной 800-кг, рассматривалась возможность и подвески в бомбоотсек даже сверхмощной авиаторпеды Тип4 массой 1200 кг, однако до практического воплощения дело не дошло. Вообще, если судить по объему бомбоотсека, самолет явно проектировался с замахом на перспективу, чтобы без существенных переработок увеличить боевую эффективность.
С началом строительства опытной партии Ki-74 началось планирование их боевого применения. Как только первые предсерийные Ki-74 были построены, их тут же собрали в чутай и начали подготовку экипажей для проведения массированных бомбардировок авиабазы B-29 на Сайпане. Хотя большая часть из построенных Ki-74 были бомбардировщиками, на его базе был реализован еще один проект. В 1944 году, четвертый предсерийный Кi-74 был модифицирован для сверхдальнего перелета до Германии. На самолет установили двигатели На-211-I-Ru, был увеличен объем топливных баков, кроме того в бомбоотсек установили еще один дополнительный бак, вследствие чего дальность полета увеличилась до 12000 км (7456 миль) - достаточно, чтобы совершить перелет из Токио в Берлин. Кроме того, было удалено все бомбардировочное оборудование, а за кабиной экипажа был предусмотрен герметичный отсек для 5-6 пассажиров. Перелет Ki-74 в Германию был запланирован на март 1945 года, однако несколько раз откладывался по различным причинам и в конце концов Германия успела капитулировать. Пятнадцать остальных Ki-74 так и не вступили в бой отчасти из-за того, испытания еще небыли закончены, а отчасти из-за царившего в последние месяцы войны раздрая в руководстве страны.
До окончания боевых действий были предложены еще два варианта Ki-74. Первый - модификация Ki-74 в дальний транспортный самолет, но вскоре от него отказались. Второй √ дальний бомбардировщик Кi-74-II. Сохранилась лишь отрывочная информация о проекте Ki-74-II, известно, что по сравнению с Ki-74-I конструкция была значительно переработана. Изменения коснулись кабины экипажа, объем которой был уменьшен и смещен вперед к носу. Это позволило разместить более обширный бомбовый отсек, что было необходимо для размещения запланированных 2 тонн бомбовой нагрузки. В связи с большей массой самолета, дальность полета была уменьшена и оценивается в 7144 км (4439 миль) (по сравнению с 8000 км у Ki-74-I). Также из-за возросшей массы, Ki-74-II шасси самолета были оснащены спаренными колесами. Для Ki-74-II были также перепроектированы крылья, профиль которых стал более тонким и близким к ламинарному. Планировалось усиление вооружения. Правда, в части состава и размещения вооружения нет ясности. По крайней мере существуют две версии состава вооружения. В одной из них в хвостовой установке планировалось установить или два 12.7-мм пулемета Но-103, либо одну 20-мм пушку Но-5. Другой вариант предполагал, что одна 20-мм пушка должна была устанавливаться в хвостовом конусе, как на первой модели, а пара пулеметов Но-103 в дистанционно-управляемых установках по бортам хвостовой части. Эти установки копировались с закупленного в Германии еще в 1942 году тяжелого истребителя Ме-210. Проектирование Ki-74-II велось с начала 1945 года, но до конца войны завершено не было.
Благодаря своей долгой истории развития, в США было известно о Кi-74, однако назначение самолета американцам известно не было до самого конца войны. Думая, что Кi-74 это проект тяжелого истребителя, он первоначально получил кодовое имя "Pat". После августа 45-го ошибка стала очевидной, и кодовое имя изменили на "Patsy". Всего было построено 16 штук : 3 прототипа, 12 предсерийных и один сверхдальний транспорт. На конец войны уцелело четыре штуки, которые были вывезены в США. Два были захвачены американцами на заводском аэродроме в Тачикава, еще два на испытательном аэродроме авиабазы Фусса у г. Тама (сейчас авиабаза Ёкота).
FE-2206 на 1 августа 1946 находился в испытательном центре в Нью Арк, штат Нью Джерси (Atlantic Overseas Air Material Center), но позже отправлен на утилизацию.
FE-2207. Этот экземпляр в августе 46-го находился на хранении на аэродроме Олмстед Филд в Middleton Air Material Aria, Пенсильвания. Он был намечен для передачи на хранение в музей Парк-Ридж в сентябре 1946 года, но далее след его теряется, вероятнее всего он был отправлен на металлолом.
FE-2208. Как и FE-2206, этот Ki-74 был размещен в Atlantic Overseas Air Material Center. Но в августе 46-го его постигла та же участь.
FE-2209 , третий Ki-74, который испытывался в Atlantic Overseas Air Material Center и также был разрезан на металлолом осенью 46-го.
Размах крыла, м 27.00
Длина, м 17.65
Высота, м 5.10
Площадь крыла, кв.м. 80.00
Масса, кг
пустого самолета 10200
максимальная взлетная 19400
Тип двигателя 2 ПД Mitsubishi Ha-104 Ru
Мощность, л.с.
взлетная 2 х 2000
маршевая 2 х 1750
Максимальная скорость , км/ч 570
Крейсерская скорость , км/ч 400
Практическая дальность, км 8000
Скороподъемность, м/мин 471
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел. 5
Вооружение : один 12,7-мм пулемет "тип I на дистанционно управляемой установке в хвосте фюзеляжа; до 1000 кг бомб
Длина, м 17.65
Высота, м 5.10
Площадь крыла, кв.м. 80.00
Масса, кг
пустого самолета 10200
максимальная взлетная 19400
Тип двигателя 2 ПД Mitsubishi Ha-104 Ru
Мощность, л.с.
взлетная 2 х 2000
маршевая 2 х 1750
Максимальная скорость , км/ч 570
Крейсерская скорость , км/ч 400
Практическая дальность, км 8000
Скороподъемность, м/мин 471
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел. 5
Вооружение : один 12,7-мм пулемет "тип I на дистанционно управляемой установке в хвосте фюзеляжа; до 1000 кг бомб
Комментариев нет:
Отправить комментарий