07/04/24

Проекты пассажирских самолётов Ил-108 и Ил-Х (СССР. 1988 - 1990 / 1989 - 1991 год).

Ил-108 представляет собой проект административно-служебного самолёта, разработка начата в ОКБ Илюшина в 1988 году. Самолёт предполагалось оснастить двумя ТРДД ДВ-2 разработки ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко. Салон в варианте VIP вмещал 9, а в обычном пассажирском варианте 15 человек. Вариант с девятью пассажирами должен был способен перевезти их на 6000 километров со скоростью 800 км/ч. Предполагалось создать вариант, имеющий возможность совершать беспосадочный перелёт Москва — Нью-Йорк. Модель самолёта представлена публично в 1990 году, далее проект не продвинулся ...
В ОКБ СВ. Ильюшина разработан административно-служебный самолет Ил-108 с двумя реактивными двигателями ДВ-2 со взлетной тягой по 2200 кг, расположенными в хвосте на пилонах, рассчитан на перевозку 9— 15 пассажиров, размешающихся в салоне с высоким уровнем комфорта.
Предназначен для обслуживания государственных и частных лиц, по роду своей деятельности нуждающихся в быстрых перелетах как на короткие так и трансокеанские расстояния.
Самолет Ил-108 будет использован в двух основных вариантах: в служебном — на 9 пассажиров с комфортабельными условиями; в пассажирском — на 15 мест с установкой стандартных кресел туристского класса для регулярной эксплуатации на авиалиниях с малым пассажиропотоком. Экипаж — два пилота и бортпроводник.
Расчётные ТТХ Ил-108 :

Размах крыла 15,00 м
Длина самолета 25,85 м
Высота самолета 5,50 м
Угол стреловидности крыла 28°
Внешний диаметр фюзеляжа 2,35 м

Пассажирская кабина:

максимальная высота 1,8 м
ширина по подлокотникам кресел 1,97 м

Взлетная масса, кг 14300
Масса снаряженного самолета, кг 7500
Двигатели : ТРДД Запорожского МКБ ДВ-2 (2X21,6 кН, 2X2200 кгс)
Удельный расход топлива 0,59 кг/кгс-ч.
Пассажировместимость, чел. 9- 15

Практическая дальность полета:

с максимальной коммерческой нагрузкой 4500 км
с 15 пассажирами и полной заправкой топливных баков 4850 км
с 9 пассажирами 6000 км

Максимальная скорость, км/час 800
Высота полета, км 12000
Потребная длина ВПП, м 1800
 
Практически одновременно с работами по проекту самолета Ил-108 в АК им. С. В. Ильюшина велись предварительные проработки по легкому самолету административному самолету местных воздушных линий под двигатель ТВД-1500. Этот же двигатель был выбран и для самолета ЭМЗ им. В. М. Мясищева М-102 «Дуэт». Однако если проект ЭМЗ довели до полномасштабного макета, а индийцы – участники совместной программы «Дуэт»–«Сарас» – даже построили и испытали самолет, ильюшинский проект дальше выпущенной листовки никуда не пошел. Обозначение «Х» так и не сменили на порядковый номер. Из куцей информации в листовке можно узнать, что Ил-Х, безусловно, соответствовал всем международным нормам.
Эффективность и гибкость в эксплуатации обеспечивалась возможностью использования самолета в пассажирском и служебном (как сейчас говорят – VIP-салон) вариантах. В пассажирском варианте самолет мог вмещать 19 человек, в бизнес-варианте – семь. Экипаж в обоих вариантах – два человека. Малошумные двигатели ТВД-1500 с толкающими винтами и низким расходом топлива были установлены в хвостовой части фюзеляжа. В Ил-Х предполагалось применить новые материалы, новые конструктивные и технологические решения. Очень большим был усталостный срок службы – 60 тыс. летных часов. Комфорт на уровне дальних магистральных самолетов, герметичный фюзеляж, кабина экипажа и салон, выполненные на основе эргономичных требований, аэродинамически чистое крыло, документация по принципу АТА-100 – все это делало проект Ил-Х очень даже привлекательным, но ...
Приведем основные данные самолета. Длина – 17,77м, размах крыла – 18,0 м, высота – 6.05 м. Максимальная коммерческая нагрузка для обоих вариантов – 2100 кг. Практическая дальность полета – 1500 (в пассажирском варианте) и 4000 (в административном варианте). Крейсерская скорость – 570-620 км/ч. Взлетная масса – 8700 (9100) кг. Потребная длина ВПП – 800 м. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий