16/04/24

Проект боевого СВВП Ш.Н. Хуцишвили (СССР. 1944 год).

Автор этого проекта Ш.Н. Хуцишвили родился 25 января 1924 года, в Тбилиси, в семье Н. В. Хуцишвили, ученика и механика первого лётчика Грузии В. Кебурия. В 1944 году, учась в тбилисском авиационном техникуме, им был защищен дипломный проект на тему : "Самолет особой схемы". Предлагался "геликоптер-самолёт" - одноместный истребитель напоминающий Пе-3, с двумя звездообразными моторами воздушного охлаждения, поворотным крылом и пятиметровыми ВИШ ...
Тема диплома никак не отвечала тематике дипломных работ для техникумов. Но именно благодаря этому диплому, в том же 1944 году техник Хуцишвили Ш.Н. был зачислен в МАИ без приёмных экзаменов.
В 1947 году Хуцишвили Ш.Н. предложил другой проект СВВП с поворотными двигателями на концах крыльев, роторами еше большого диаметра и меньшей нагрузкой на площадь ометаемой винтом, что приближало его к нормам вертолёта. 
 
Основные данные второго проекта СВВП

полётный вес -2200 кг
мошность моторов -2500 л.с.
скорость максимальная 300-360 км/ч
диаметр ротора - 9,0 м


Предложенный "геликоптер-самолёт" был отклонен протоколом №2 от 10. 02. 47 г. Экспертного Совета Министерства Авиационной Промышленности СССР по рассмотрению эскизных проектов опытных самолетов.
В протоколе комиссии было сказано : « 1. Комбинация предложенного геликоптера-самолёта имеет следующий основной недостаток: такой летательный аппарат должен иметь две независимые несущие системы, рассчитанные на полный полётный вес, а также две независимые системы управления, так как на вертолётных режимах полёта рули самолётного типа не действуют и ротор должен иметь автомат-перекоса, который имеет значительный вес и очень сложен. Одновременно аппарат должен быть оборудован системой управления самолётом, необходимой при скоростном полёте. Предлагаемый аппарат будет тяжелее и хуже самолёта с таким же мотором, а так же подобного по мощности вертолёта. 2. Кроме того, вертолётные роторы, для того чтобы обладать удовлетворительными характеристиками на висении, должны иметь плоские незакрученные лопасти. Использование таких лопастей в качестве пропеллеров практически не возможно, в следствии того, что они будут обладать очень низким к.п.д. Предложенный СВВП, при ожидаемых технико-экономическими показателях, не мог представлять интерес для ВВС. Низкие к.п.д. винтов, плохие весовые характеристики и множество не решенных проблем требовали большого объёма экспериментально-исследовательских работ и больших финансовых и материальных затрат.»
 
https://alternathistory.ru/  (Сергей Сыч).

Комментариев нет:

Отправить комментарий