Когда в 1938 году Чехословакия вошла в состав 3-го Рейха, в очередной раз потеряв независимость, немцы высоко оценили качество оружия завода Zbrojovka Brno, сохранив за ним высокий процент самостоятельности и оставив у руля чешских специалистов. К этому моменту среди разработок чешских оружейников выделялся проект авиационного пулемета ZB.80. Надо сказать, что на вооружении чехословацкой авиации в 30-е годы состоял лишь несколько переработанный британский пулемет Виккерс класс F, выпускавшийся под обозначением vz. 30 государственной компанией Česká zbrojovka Strakonice (Чешский оружейный завод в Страконице) - надежная, безотказная, но стремительно устаревающая система ...
Если турельная версия vz. 30 еще более или менее устраивала авиаторов, то в качестве курсового синхронного вооружения пулемет винтовочного калибра с темпом стрельбы в районе 1000 выстр/мин оставался на уровне стандартов 1-й Мировой войны и, безусловно, уже не обеспечивал требуемой огневой мощи. Главный конструктор компании Zbrojovka Brno, Вацлав Холек, оценив перспективы развития синхронного наступательного оружия, пришел к выводу, что существенно снижавший темп стрельбы синхронизатор является, что называется, "лишним" звеном в тандеме "авиадвигатель-пулемет". Поэтому в своем проекте авиапулемета ZB.80 он связал механику оружия с коленвалом двигателя самолета.
Идея, в общем-то, была не нова. Еще в 1918 году венгерский изобретатель Ференц Гебауэр успешно испытал свой двухствольный пулемет 1918М. А в межвоенные годы улучшенные версии пулеметов Гебауэр 1926/31М и 1940М с приводом от авиадвигателя строились серийно и применялись на венгерских самолетах. При этом, обходясь без синхронизатора, пулеметы Гебауэра показывали очень высокий темп стрельбы - до 1400 выстр/мин на ствол. По всей видимости, Холек внимательно изучил конструкцию пулеметов Гебауэра, выявив негативные моменты в его конструкции. В первую очередь, повышенный износ из-за того, что затвор пулемета был кинематически жестко связан с коленвалом двигателя и был вынужден совершать поступательные движения вне зависимости от того, велась ли стрельба в данный момент или нет, и зависимость темпа стрельбы от частоты оборотов двигателя. В конструкции ZB.80 Холек постарался избавиться от этих конкретно недостатков венгерского пулемета. В разработанном прототипе ZB.80 была применена корзина сцепления, сходная по конструкции с автомобильной. Так, чтобы когда пулемет был незадействован, блок из пяти ведущих шестерён, связанный с двигателем через гибкий вал, вращался вхолостую, не входил в зацепление с коническим зубчатым колесом, установленным с левой стороны ствольной коробки, связанным с подвижными частями пулемета. Причем пилот сам мог выбирать темп стрельбы с помощью коробки передач, задействуя одну из пяти ведущих шестерен, вводя их в зацепление с шестерней пулемета. Таким образом, темп стрельбы можно было довести до максимального значения в 1200 выстр/мин.
Строго говоря, пулемет ZB.80 был чисто экспериментальным образцом, разработанным под немецкий патрон 7.92х57 для отработки конструкции привода. В перспективе планировалась переработка оружия под целый ряд калибров и боеприпасов с заменой зубчатой коробки передач на вариатор. Интерес представляла также конструкция металлической ленты, примененной в пулемете ZB.80. Звенья ленты захватывали патрон лишь за канавку экстрактора, все тело гильзы оставляя свободным. Цикл работы пулемета ZB.80 был следующим : блок ведущих зубчатых колес, непрерывно вращаясь синхронно с двигателем самолета, при спуске входит в зацепление с ведомой шестерней пулемета выбранной пилотом передачи, Ведущая шестерня также начинает вращаться против часовой стрелки, приводя в движение ленту с патронами и кривошипный рычаг, связанный с подвижным стволом.
При этом характерной особенностью пулемета было то, что затвор, как таковой, был неподвижен, а патрон попадал в камору патронника во время движения ствола назад, так, что ствол сам наезжал на патрон, запирая его. Такая конструкция позволяла значительно сократить габариты оружия, избавившись от "лишнего" пространства, обычно занимаемого местом под подвижный затвор, буфер и возвратную пружину. В казенной части пулемета располагался лишь ударно-спусковой механизм, боек которого отводился назад одновременно с движением ствола, становясь на шептало. В момент, когда патрон заперт в каморе, шептало отпускает боек, который движется вперед под действием пружины и накалывает капсюль патрона, производя выстрел. Ствол возвращается вперед под действием усилия, передаваемого от двигателя. При этом экстракция гильзы, как таковая, отсутствует. Гильза остается в звене ленты и допускала повторное переснаряжение и опрессовку. Правда такая оригинальная конструкция требовала обильной смазки патронов и звеньев ленты.
После выстрела цикл повторялся, пока был нажат спуск пулемета и, соответственно, обеспечивалась связь с двигателем через коробку передач. Немцы, пришедшие к власти в аннексированной Чехословакии, впрочем, не оценили разработку Холека. Темп стрельбы в 1200 выстр/мин на момент начала 1940-х уже не был достаточным для авиационного вооружения. По всей видимости, дальнейшего развития чешская конструкция не получила, а после войны при переходе самолётов на реактивную тягу вообще потеряла смысл.
http://www.airwar.ru/ (Е. Аранов , George M. Chinn. «The Machine Gun».)
Комментариев нет:
Отправить комментарий