21/04/24

Проекты ударных вертолётов (Польша. 1975 - 1994 год).

История создания польского ударного вертолёта уходит ещё в середину 1970-х годов. Тогда на раннем этапе проектирования вертолёта на замену Ми-2 (будущего W-3 Sokół) группой молодых инженеров на основе их проекта вертолёта WTD-32 был предложен и проект ударного противотанкового винтокрыла WB-32 ...
WB-32 тоже был интересной машиной (рулевой винт, который мог становиться толкающим) , но винтокрыл был интересней (одно шасси чего стоит : крыло где-то на полуразмахе при посадке опускалось и на его законцовках в обтекателях располагались колёса шасси).
Конструкцией кабины, винтокрыл немного напоминал "Кобру". Интересным был подход к размещению вооружения – два пулемёта размещались в носу в поворотной турели, ещё два устанавливались в носу неподвижно. Предусматривалась возможность размещение подвесного вооружения. На конце хвостовой балки установлен толкающий винт, обеспечивающий дополнительную скорость. Несмотря на то, что проект получил положительную оценку, о развёртывании серийного производства боевого винтокрыла в Польше по политическим причинам не могло быть и речи.
К идее ударного вертолёта вновь вернулись в 1985 году, уже имея в активе летающий W-3 Sokół. В этот раз в вертолёте были прямо заинтересованы и военные, ибо новые советские ударные вертолёты для поставок на экспорт не предполагались, а ответ американским "Апачам" хотелось побыстрее. Предполагалось создать вертолёт, не уступающий по своим ударным характеристикам последним моделям Ми-24, но куда более лёгким и маневренным. В целом проект вертолёта очень напоминал разрабатываемый в тот же период германо-французский "Еврокоптер".
Проект был принят в разработку, но из-за социальных пертурбаций в Польше его разработка затянулась. Финальный вариант, получивший обозначение W-3B Jastrząb (Ястреб), был представлен военным только в 1991 году. Это был лёгкий ударный двухместный вертолёт с узким корпусом. Предполагалось закупить для него авионику и вооружение на Западе. Автоматическая пушка располагалась на турели под кабиной, а на крыльях было 4 пилона под вооружение. Но на тот момент проект военных уже не устраивал.
Понимая ограниченность своего бюджета, военные выдали задание на разработку многоцелевого ударного вертолёта с десантным отсеком по типу Ми-24. Предполагалось, что это позволит уменьшить расходы за счёт совмещение двух ролей в одной машине. Разработка велась параллельно с проектом W-3WB Huzar, и во многом использовала наработки от него. Так же предполагалось использование уже доступных систем вооружения и СУО в Польше, например от тех же Ми-24, что также позволило бы сбросить цену. В 1994 году новый проект W-3B Jastrząb был готов и представлен военным.
Но к тому времени средств у военных стало только меньше и программу по созданию полноценного вертолёта пришлось закрыть. Были предприняты некоторые попытки предложить этот проект на экспорт, но из-за серьёзно возросшего уровня конкуренции на мировом рынке вооружения, все они провалились. Польские военные же решили просто доработать проект универсального вертолёта W-3U Salamandra, являющего собой обычный W-3 Sokół с использованием авионики от Ми-24. Но и этот проект так и не завершился успехом из-за нехватки денег.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий