В 1960-х годах Британия считала себя сильной державой, на равной соревнующейся с основными мировыми игроками. Выражалось это и в попытках Британии создать программу пилотируемых полётов в космос. Пока "De Havilland" мечтали о 70-дневных полётах на Луну, "Armstrong-Whitworth" смотрели на более близкую перспективу и решили начать с создания возвращаемой капсулы для полётов на орбиту. В отличии от советских и американских проектов это должна была быть многоразовая капсула, так как у Британии не так много денег, что бы разбрасывать их на одноразовые полёты. В 1958 году инженеры Armstrong-Whitworth приступили к изучению трёх основных концептов такой капсулы. Программа получила название "Waverider" (Волнолёт) ...
После изучения основной конфигурации была выбрана компоновка пирамиды. Именно она показывала лучший результат при продувке в аэродинамической трубе и её проще всего было оснастить тепловой защитой. Среди инженеров Armstrong-Whitworth проект капсулы получил простое название "Pyramid", которое иногда использовалось и в прессе. После прикидок было решено делать её сразу на два человека, что повлекло за собой небольшое увеличение в размерах. Была разработан и концепция применения всей системы Waverider - кроме исследовательских целях в перспективе его предполагалось использовать и для размещения спутников на орбите. Двухместная Pyramid имела следующие предполагаемые характеристики. Длина - 7,7 метров, ширина с разложенным крылом - 8,9 метров, высота - 2,9 метров, площадь опорной поверхности - 30,9 квадратных метров, общий вес 1870 килограмм.
Как и во множестве других Британских космических проектов для вывода на орбиту использовалась межконтинентальная ракета "Blue Streak". Для системы Waverider ракету не требовалось сильно переделывать. Pyramid размещалась на ракете как третья ступень, в остальном Blue Streak оставалась такой как она есть. Такая конфигурация обеспечивала вывод двухместной капсулы на орбиту до 1000 километров. Интересно, что Pyramid не имела двигателей на орбите и не могла маневрировать на ней. (а как не имея двигателей, она должна была сходить с орбиты и приземляться?)
Но останавливаться только на полёта на орбиту Armstrong-Whitworth не собирался. При использование ядерного варианта глубоко модернизированной "Blue Streak" (весьма теоретическая идея нацепить ядерные двигатели - программа разработки которых в Британии, кстати, была, правда, только чисто теоретическая - на стандартную БРСД "Блю Стрик", которую предполагали использовать как перспективный носитель, но денег не хватило) и увеличенной капсулы типа "Pyramid" - на 4 человека, с ракетными двигателями и запасами для полёта на Луну - по расчётам лететь на Луну можно было бы уже в 1969 году.
Понимая что одной Британии потянуть космическую программу будет сложновато, Armstrong-Whitworth предложили подключить к делу всё содружество и считать программу не британской, а космической программой Британского Содружества Наций. При должном финансировании первый полёт человека был запланирован на 1965 год. Но в 1960 году программа Waverider была закрыта военными в пользу более перспективной программы "Black Knight".
Комментариев нет:
Отправить комментарий