17/04/24

Проект ударного конвертоплана Bell BAT (США. 1986 год).

Когда в конце 1980-х в США бушевала программа LHX, перспективного ударного вертолета, - компания Bell не могла пройти мимо, и не попытаться впихнуть туда свои конвертопланы, с которыми баловалась уже лет тридцать. Резоны, сами понимаете, вполне очевидны : сочетание вертолетных способностей по базированию и самолетных скоростей полета обещало интересные боевые возможности. Под это дело был разработан эскизный проект ударной машины Bell Advanced Tilt Rotor (известной как BAT) ...
Вертикально взлетающая машина весом чуть больше 3,5 тонн должна была иметь максимальную скорость на первой границе высотности аж в 563 км/ч (вдвое больше, чем большинство вертолетов), и нести вооружение из четырех ПЗРК Stinger и четырех противотанковых Hellfire (ну, или две подвески по семь 70-мм ракет Гидра). Маловато, конечно, но тут главное начать, - максимальная дальность у машины при полете "по самолетному" составляла астрономические для вертолетов 3890 км, так что при ограничении дальности до разумной, можно, наверное, было бы и удвоить число противотанковых ракет. Да и пушку прикрутить.
Но, увы, - дальше полноразмерного макета дело не пошло. Полагаю, что сыграли тут сразу не меньше трех факторов :
• Неспособность машины к длительному висению и применению ракет с выпрыгивания, вертолетные режимы были для машины только взлетно-посадочными. Фактически, это был легкий турбовинтовой штурмовик вертикального взлета и посадки, а не ударный вертолет. 

 • Технический риск и сама цена вопроса создания качественно нового вида боевого ЛА. Ну и что, что прототипы всякие давно летают? Одно дело прототипы, - другое дело серийная боевая техника.

• Потери на всю эту систему поворотных двигателей привели к тому, что боевая нагрузка получилась чисто символическая. Уже летавший к тому моменту АН-64 таскал до шестнадцати AGM-114 и разгонялся до почти 300 км/ч. На его фоне конвертоплан выглядел очень бледно, а преимущество в скорости и дальности... Ну, оно его только подвешивало между двух стульев.
И ещё ничего не сказано про боевую живучесть. В общем совокупность причин "зарезала" на то время идею применения конвертопланов в качестве ударных вертолетов. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий