Программа GEBO (Generalized Bomber Study) - один из проектов по поиску перспективных решений для бомбардировочной авиации запущенных в США по окончанию войны, основной идеей программы было нахождение концепции максимально дешёвого но в тоже время максимального эффективного стратегического бомбардировщика. Изначально данная программа была поручена нескольким фирмам но к 1948 году в лидеры выбился Convair с идеей создания сверхзвукового бомбардировщика. Главной идеей их подхода стало создание сверхзвукового самолёта, способного обходить любую существующую на тот момент ПВО ...
С другой стороны тогдашние технологии не позволяли обеспечить сверхзвуковым машинам необходимую дальность - нужно было радикальное решение и у Convair оно было - подвесить под межконтинентальный Б-36 паразитный сверхзвуковой бомбардировщик. В рамках этих исследований Convair были применены последние достижения в области машиностроения, материаловедения и воздухоплавания. Был разработан большой массив конфигураций с различными комбинациями крыльев, типов и размеров и двигательных систем (количество и типы двигателей). В итоге в 1949 году Convair представило военным программу, получившую наименование Supersonic Intercontinental Bombing - основной задачей которой было обеспечить нанесение ядерных ударов по любой точке СССР при взлёте с аэродромов США.
Первой частью системы был сам паразитный бомбардировщик, именовавшийся в документах GEBO-I. Он состоял из возвращаемой и невозвращаемой ступеней. Возвращаемая - самолёт размером с истребитель с 1 турбореактивным двигателем и экипажем из двух человек - пилот и штурман. Эта ступень GEBO-I была оснащена только простейшим навигационным оборудованием и посадочным шасси.
Запаса топлива в ней должно было хватить для полёта из любой точки СССР до ближайшей американской базы. Невозвращаемую ступень можно назвать как ускорителем так и отсеком для вооружения. Три прямоточных реактивных двигателей в должны были разогнать весь GEBO-I до скоростей в 5 мах (стоит понимать, что это скорее всего бахвальство - в таблице расхода топлива и дальности максимальная скорость уже всего 1.37 Мах). На ней так же было установлено всё сложное оборудование для точной бомбардировки, в том числе и радар. Бомбовый отсек мог вместить любой ядерную или термоядерную бомбу, перспективную или уже существующую.
Взлетать самостоятельно GEBO-I не умел. Для этого он пользовался большой мамой - бомбардировщиком Convair B-36. Для этого B-36 значительно переоборудовался - терял свой бомбовый отсек в котором размещались крепления для паразита и оборудование для запуска. Серьёзной изменялось и шасси самолёта. К сожалению размещение немаленького GEBO-I серьёзно портило аэродинамику B-36, много топливо он тратил и на взлёте - всё это уменьшало дальность и не давало достигнуть основной задачи - накрытия всего СССР с баз в США. Но на это у инженеров Convair было решение - после взлёта с базы три Convair B-36 ещё над территорией США состыковывались крыло в крыло и в такой конфигурации продолжали полёт к точке пуска. Такое решение позволяло увеличить подъёмную силу сцепки и экономить топливо, используя двигатели только одного или двух B-36 и достигнуть точку запуска даже с подвешенными GEBO-I под каждый самолёт. В итоге максимальный боевой радиус такой сцепки с полной нагрузкой составляло 5000 километров.
Разместить эту систему предлагалось на специально построенных авиабазах на Аляске. После взлёта и стыковки сцепка отправлялась к северному побережью СССР, где за 400 километров до берега на высоте в 3 километра GEBO-I запускались, сцепка расстыковывалась и возвращалась на базы по отдельности. GEBO в пике выходил на сверхзвук и на минимальной высоте на морской поверхностью проскакивал над радарами раннего обнаружения. После занимал крейсерскую высоту и используя навигационное оборудование в невозвращаемой ступени обнаруживал цель. После нанесения удара GEBO отправлялся обратно на базу. Как только топливо в невозвращаемой ступени подходило к концу (его хватало на полёт на скорости в 0.9 Мах на дальность в 3200 километров), она сбрасывалась и последняя максимально облегчённая ступень продолжала полёт домой.
В качестве запасных были проработаны так же следующие дополнительные конфигурации :
1. Дозаправка В-36 после взлёта позволяла увеличить дальность полёта до пуска.
2. Использование одного В-36 при нанесении удара по Дальнему Востоку.
3. Оснащение GEBO-I оборонительным вооружением для защиты на обратном полёте от истребителей, что приведёт к некоторому уменьшению дальности.
4. Установить на последнюю ступень дополнительные двигатели, для обратного полёта на сверхзвуке.
5. Размещение двух GEBO-I на одном В-36 при старте из Англии.
1. Дозаправка В-36 после взлёта позволяла увеличить дальность полёта до пуска.
2. Использование одного В-36 при нанесении удара по Дальнему Востоку.
3. Оснащение GEBO-I оборонительным вооружением для защиты на обратном полёте от истребителей, что приведёт к некоторому уменьшению дальности.
4. Установить на последнюю ступень дополнительные двигатели, для обратного полёта на сверхзвуке.
5. Размещение двух GEBO-I на одном В-36 при старте из Англии.
Проект военным пришёлся по нраву и они дали деньги на его дальнейшую проработку, получившую название GEBO-II, в итоге закончившуюся с появлением сверхзвукового бомбардировщика В-58. Но это уже другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий