09/04/24

Опытный истребитель IAI Lavi (Израиль. 1986 год). История без ретуши.

1) K началу 1980-х годов уровень авиационной промышленности Израиля значительно вырос в связи с опытом, полученным при создании истребителя "Кфир" на основе французского самолета "Мираж"5. Это позволило поставить задачу создания более совершенного боевого самолета полностью оригинальной конструкции, который бы еще более уменьшил зависимость Израиля от зарубежных поставок оружия. Новый самолет, получивший название Lavi , предназначался для выполнения ударных операций (непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя) со способностью вести воздушный бой для самообороны. Он должен был заменить в ВВС Израиля боевые самолеты А-4 "Скайхок" и Кфир"С.2/С.7 ...
Программа проектных исследований самолета "Лави" началась в феврале 1980 года, рабочее проектирование - в октябре 1982 года, первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 31 декабря 1986 года, второй - 30 марта 1987 года. Предусматривалась постройка пяти опытных самолетов и 300 серийных, включая 60 двухместных учебно-боевых, с началом поставок в 1990 году и достижением начальной боеготовности в 1992 году. Однако США, с помощью которых осуществлялась разработка "Лави", не выражали желания оказывать значительную финансовую поддержку и на этапе его серийного производства. А без такой поддержки серийный выпуск был невозможен из-за требовавшихся крупных финансовых вложений. В результате в августе 1987 года, после выполнения опытными самолетами 82 полетов, израильское правительство приняло решение отказаться от дальнейшего осуществления программы самолета "Лави". Взамен "Лави" Израилю была предоставлена возможность закупить дополнительное число американских истребителей F-16. Однако история "Лави" на этом не завершилась. Израиль сумел достроить третий (двухместный) опытный самолет, который был впервые поднят в воздух 25 сентября 1989 года и с тех пор используется в качестве летающей лаборатории TD (Technology Deinonstrator) для доводки бортового электронного оборудования и других перспективных самолетных систем израильской разработки.
Одноместный однодвигательный самолет "Лави" выполнен по схеме "утка" с треугольным низкорасположенным крылом. В конструкции широко используются композиты, доля которых достигает около 22% (по массе). Из углепластика выполнены обшивка и несиловые элементы конструкции крыла, киль, ПГО, поверхности управления, крышки лючков. Стреловидность крыла по передней кромке 54 градуса. Самолет имеет девять поверхностей управления: две консоли цельноповоротного ПГО, два отклоняемых носка крыла на внешней части консолей крыла, два внутренних и два внешних элевона, а также руль направления. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками. Колея шасси 2,31 м, база 3,86 м. Система управления полетом цифровая электродистанционная с четырехканальной схемой резервирования и без резервной механической проводки, разработана американской фирмой Лир Астроникс и израильской МВТ. Ручка управления полетом с центральным расположением. Спинка катапультируемого кресла летчика (Мартин-Бейкер Mk.lO) имеет небольшой наклон (10 град). От большого наклона, как, например, на истребителе F-16, было решено отказаться вследствие того, что израильские летчики при полетах на F-16 сталкивались с чрезмерной напряженностью мышц плечевого пояса и шеи. Комплекс БРЭО на 60-70% состоит из компонентов израильской разработки. Фирма Элта спроектировала РЛС, систему РЭБ и связное оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2032 (которую предполагалось установить на самолете TD в 1991 г.) создавалась на основе разработанной в 1970-х годах РЛС EL/M-2021B. Ожидалось, что она будет сравнима по характеристикам с РЛС APG-68, применяемой на самолете F-16C, и будет иметь режимы сопровождения воздушных целей на проходе, картографирования местности с высокой разрешающей способностью и обхода наземных препятствий при доплеровском сужении луча, обнаружения надводных целей.
Максимальная дальность обнаружения целей 56 км. Вычислительный комплекс представляет собой распределенную систему из 17 процессоров. Центральная бортовая компактная ЭВМ АСЕ-4 фирмы Элбит имеет массу 54 кг, быстродействие до 600 тыс.опер./с и большой объем памяти (128 К) при средней наработке на отказ 2500 ч. ЭВМ совместима с шиной данных, соответствующей стандарту MIL-STD-1553B. Установлена система управления подвесным вооружением SMS-86. В 1991 году предполагалось установить ИНС TINS 1700 фирмы Тамам и приемник спутниковой навигационной системы. Кабина самолета оборудована тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске (один с цветной ЭЛТ, два - с монохромными ЭЛТ) израильских фирм Элбит и Астронотикс и широкоугольным дифракционным ИЛС фирмы Хьюз. Фирма Элоп разрабатывала нашлемный индикатор с волоконно-оптическим кабелем, имеющий поле зрения 30х30 град. 30 августа 1987 года было принято решение о приостановке программы. Последний полет «Лави» совершил в 1990 году, в дальнейшем проект был свёрнут в пользу F-16. Документация была продана Китаю и использовалась при создании китайского истребителя Chengdu J-10.
Последующее применение результатов программы. В 1990 году в Израиле было принято решение о модернизации состоящих на вооружении истребителей F-4E «Фантом», до уровня «Фантом-2000». В ходе модернизации на самолёты устанавливали новое пилотажно-навигационное и прицельное оборудование с автоматизированным управлением от бортовой ЭВМ 1553B, а также новые системы предупреждения и РЭБ — часть оборудования была разработана в рамках работы над истребителем «Лави». В 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21, переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования.
 
Размах крыла, м 8.78
Длина, м 14.57
Высота самолета, м 4.78
Площадь крыла, кв.м. 33.05
Масса, кг
масса пустого снаряженного самолета 9990
максимальная взлетная 19278
Топливо, л
внутренние 2625
ПТБ 4165
Двигатель 1 ТРДДФ Pratt & Whitney PW1120
Тяга, кгс
нефорсированная 6137
форсированная 9337
Максимальная скорость полета, км/ч
на высоте 11000 м М 1,85
крейсерская у земли 1106
Боевой радиус действия, км 1855-2130
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел. 1
Вооружение : одна 30-мм пушка. Боевая нагрузка - 7260 кг на 11 узлах подвески
 

2)  Модификации :
+ B-2 и B-3 - опытный самолет;
+ "Лави" - одноместный серийный истребитель;
+ "Лави" - двухместный учебно-боевой самолет;
+ J-10 - китайский вариант истребителя "Лави".

Но почему же, столь многообещающий проект был закрыт? Только лишь финансовые проблемы? Вряд ли, произошла финансово-бюрократическая расправа над "Лави".
Напомню, что этот проект по созданию многофункционального боевого самолета должен был обеспечить израильским ВВС независимость от американских поставок или, по крайней мере, существенно сократить их объем и номенклатуру. Бывший министр обороны и главный патрон загубленного проекта Моше Аренс поныне считает, что "Лави" стал бы лучшим в мире истребителем-бомбардировщиком, а его производство – флагманом отечественных разработок в области новейших технологий. Однако в конце 1980-х годов, когда к давлению Вашингтона прибавился скептицизм руководителей израильских ВВС, предпочитавших знакомые и более дешевые на первых порах американские самолеты, правительство национального единства во главе с Ицхаком Шамиром решило свернуть проект "Лави". Тысячи высококвалифицированных специалистов лишились тогда работы, многие из них эмигрировали на Запад в последующие годы, но "истинные нужды ЦАХАЛа" и недвусмысленное вмешательство США стали решающими аргументами в споре о будущем израильской авиационной промышленности. Как только не потешались тогда над Аренсом журналисты, утверждавшие, что этот профессор аэронавтики не способен отделить собственные научные увлечения от государственных интересов! Но если представители прессы редко берут свои слова назад, то среди бывших противников проекта "Лави" в военном истеблишменте давно уже наблюдаются признаки прозрения. Став командующим израильскими ВВС, генерал-майор Дан Халуц заявил, что его прежняя позиция по данному вопросу была ошибочной: ЦАХАЛу стоило решиться на оснащение военно-воздушных сил отечественными самолетами.
Итак, свертывание проекта "Лави" было лишь отчасти обусловлено американским давлением – не менее существенным фактором здесь явилась позиция израильских военных, которым приходилось принимать в расчет целый ряд дополнительных факторов : вероятность войны в уязвимый для ВВС период технического переоснащения, разницу бюджетных затрат и т.п. Зная теперь, что большой войны на Ближнем Востоке в 90-е годы не случилось, мы можем, конечно, судить противников свернутого проекта за проявленную ими близорукость, но вряд ли такой подход будет корректным и справедливым. Довольно того, что некоторые израильские генералы сами судят себя за допущенную ими ошибку. А из "Лави" получился неплохой китайский истребитель J-10. 
 
 
3) 30 августа 2015 года исполнилось 28 лет с одного из самых важных дней в истории оборонной промышленности Израиля — закрытие проекта «Лави». Это начинание должно было стать самым грандиозным из всех военных проектов в истории Израиля — разработка перспективного истребителя для ВВС Израиля.
После многих лет, в течение которых на Израиль накладывалось военное эмбарго со стороны европейских стран и США, а также велась охота ФБР за Алем Швиммером, одним из основателей оборонной промышленности Израиля, Израиль понял, что в критический момент он может рассчитывать только на себя. В связи с этим правительство еврейского государства на протяжении многих лет вкладывало немало средств и основало несколько предприятий для разработок и производства оружия и военных технологий. Госкомпании IMI (Израильская военная промышленность), IAI (Израильская авиационная промышленность) и RAFAEL (Организация для разработок военных технологий), и некоторые частные концерны, на протяжении десятилетий снабжают Армию Обороны Израиля самыми передовым оружием и технологиями, которые позволяют стране иметь военное преимущество над своими не очень доброжелательными соседями, которые превосходят в разы ЦАХАЛ по численности и вооружены российским (в прошлом советским), китайским и американским оружием. Также немалая часть израильских разработок идет на экспорт во все точки мира (за исключением стран, которые представляют прямую угрозу Израилю), и являются немалой частью дохода иностранной валюты для экономики маленького государства. В 1980 году правительство Израиля под сильным давлением министра обороны Эзера Вейцмана (бывшего командующего ВВС Израиля) приняло решение о создании истребителя нового поколения решения как оперативных проблем, так и тех, с которыми израильским ВВС придется столкнуться в ближайшие несколько десятилетий. После нескольких войн, в которых Израиль одержал сокрушительные победы над своими противниками, одним из главных стратегических и тактических правил, разработанных АОИ, стала потребность в безоговорочном преимуществе в воздухе над противником, и поэтому ЦАХАЛ в очень многих сферах отдает предпочтение ВВС (бюджеты, право первыми выбирать новобранцев в свои ряды и т.д. Да и известный лозунг — «Лучшие — в ВВС» не просто так появился). Новый истребитель должен был усилить израильское преимущество в воздухе и сделать нашу страну независимой и в этом сегменте вооружения, в котором до сих пор приходилось полагаться на импортные машины. Разработка была поручена госконцерну IAI, который уже имел некий опыт в создании истребителей — он построил более двухсот истребителей «Кфир», близнецов французского «Миража-5». В декабре 1986 года в воздух поднялся первый прототип «Лави». Американцы были в бешенстве. Израильтяне создали машину не хуже, а местами и лучше, чем американский F-16, тем самым поставив под угрозу заказы у концерна «Локхид-Мартин» (производитель F-16, и один из крупнейших экспортеров США), и уменьшение американского влияния на Ближнем Востоке из-за снижения поставок самолетов для самых мощных ВВС в регионе. Вначале поступили угрозы о том, что та часть проекта, в финансировании которой рассчитывали на США, будет американцами «зарезана». Израильтян это не испугало, так как доходы от экспорта истребителей смогли бы покрыть все затраты на разработки машины. Потом последовала попытка спровоцировать общественное мнение израильтян на протест при помощи публикаций о том, что запланированный бюджет проекта «Лави» явно занижен, и потребуются дополнительные средства, которые поступят в виде повышения налогов. Но и это не прокатило. Остался последний, но очень верный вариант — министр иностранных дел Израиля — Шимон Перес. Этот человек проигрывал большинство выборов на протяжении всей своей карьеры даже там, где проиграть, казалось бы, в принципе невозможно. Ходила даже шутка, что если Перес попытается избираться на должность управдома своего подъезда, он и там проиграет. Будучи лидером в кулуарах, он был «лузером» на выборах. К тому же он никогда не служил в армии — это редкость для известных фигур израильской высшей политики и по сей день. Но зато он всегда умел добиваться своего посредством разнообразных интриг. Его противники ему даже прозвище придумали — «неутомимый крот-вредитель». Нам неизвестно, какие аргументы американцев заставили Переса действовать изнутри для сворачивания проекта, так как это никогда не публиковалось и никто в этом официально не признавался, но факт остаётся фактом: Перес начал агрессивную кампанию против проекта. На заседании правительства Перес не раз поднимал этот вопрос, но большинство министров, особенно после того, как прототип уже летал и его отличные летно-боевые технические характеристики начали проясняться, считали, что проект должен продолжаться. Перес, приложив все свои усилия, смог уговорить немало министров своей фракции (МААРАХ) голосовать против проекта и потребовал от премьер-министра Ицхака Шамира провести голосование о прекращении проекта. Шамир согласился, так как даже после уговоров Переса большинство министров было всё равно ЗА проект. На заседании правительства Перес и его сотоварищи представили недостоверные данные о проекте, заявив, что ВВС Израиля закупят только 75, а не 150 машин, что резко повлияет на окупаемость проекта. Это в будущем не подтвердилось, так как ВВС Израиля в течение следующих лет закупили ровно столько F-16, сколько намечалось купить самолетов «Лави». Перес и министр обороны Ицхак Рабин пытались уверить министров и парламентариев, что рабочие места инженеров не будут в опасности, так как есть немало других проектов для АОИ, которые сохранят им рабочие места. На самом деле после отмены проекта работы лишились сотен лучших израильских инженеров и ученых. В день голосования Перес смог убедить министра здравоохранения Шошану Арбели-Альмознино, которая была обеими руками за проект, голосовать против. Иначе, прозрачно намекал он, ее политической карьере придет конец. Позднее она описывала давление со стороны Переса и Рабина как «групповое изнасилование». Решение о прекращении проекта было принято правительством 30 августа 1987 года с перевесом в один голос. Проект закрыли, сотни инженеров вылетели на улицу. Американский «Локхид-Мартин» продолжил получать крупные заказы от израильских ВВС.
 
Что стало с тем, что успели разработать?

Сами прототипы еще немного полетали для испытания разных систем израильских авиаконцернов. Один из этих прототипов покоится в авиационном музее ВВС в Хацерим (пять минут езды от Беэр-Шевы). Инженеры и их технологии тоже не пропали зря. Было создано немало компаний и старт-апов, которые на основе тех разработок создали успешные компании и предприятия. Перес и компания пытались повторить свой «номер» с другими проектами израильской военной промышленности, например противобаллистической ракеты «Хэц» (так как у американского «Боинга» был похожий проект), спутники, программа баллистических ракет и т.д. Пытались применять те же способы, но на сей раз безуспешно — уже не было прежнего политического влияния, к тому же стали очевидны всем провальные результаты отказа от «Лави».
А что стало с Израилем?

Израиль продолжает зависеть от поставок американских истребителей со всеми вытекающими. Постоянный сдвиг дат выпуска F-35 и его астрономическая цена (которая росла с продвижением проекта), чуть ли не поставила Израиль в положение, в котором он уже не господствует в небесах. Для покрытия затрат на разработки Израиль продал чертежи, прототипы и всё, что к нему прилагалось, китайцам. Те, в свою очередь, вместе со специалистами из российского ЦАГИ доработали их и создали истребитель Ченду J-10 (или просто J-10). J-10 является одним из основных машин китайских ВВС и ВМС (более 300 машин) . Некоторые информационные источники сообщают о том, что Китай ведет переговоры с правительством Ирана о поставке неизвестного количества истребителей J-10 режиму аятолл. Таким образом, самый лютый враг Израиля, который не скрывает свое стремление стереть еврейское государство с лица Земли, может, благодаря нашему гению политических интриг и лауреату нобелевской премии (за соглашение Осло, которое стоило жизни тысячам израильских мирных граждан и солдат) получить один из лучших истребителей в мире, созданные израильскими умами.
 
Дмитрий Хоткевич.

Комментариев нет:

Отправить комментарий