03/04/24

Опытные авиационные дизельные моторы Jumo-223 и Jumo-224 (Германия. 1938-1942 / 1943 -1945 год).

«В литературе имеются сведения, что фирма Юнкерса разрабатывает авиадизель мощностью 1500—2000 л.с., с удельным весом 0,5 кг/л.с. Опубликована схема этого мощного авиадизеля (фиг. 144). Мотор имеет четыре вала; четыре блока мотора (по шесть цилиндров в каждом блоке) размещены по сторонам квадрата и имеют общий продувочный насос. Конструкция отдельного блока остается типичной для Юнкерса». (Мелькумов Т.М. Авиационные дизели. 1940.) ...
Речь в отрывке из труда товарища Мелькумова идет о Jumo 223, самом экзотичном (вместе с Jumo 224) авиадвигателе 1930-1940-х. И 223-й и 224-й создавались по одинаковой схеме: 24-цилиндровый 48 поршневой двухтактный дизель жидкостного охлаждения со встречным движением поршней. Jumo 223 был самостоятельной разработкой, Jumo 224 - счетверенным Jumo 207, хорошо отработанном и надежным двигателем.
Работы по проектированию и созданию 223-го начались в конце 1930-х. Было заявлено, что новый супермотор будет иметь взлетную мощность 2500 л.с. и фантастические 1800 л.с. на фантастической высоте 15 км. Изготовлено было восемь агрегатов, система нагнетания - только для одного. Один из моторов достался трофеем СССР. Работы над 223-м и над остальными дизелями Юнкерс прекратил в 1942 году.
В конце 1943-го начались работы над 224-м (возможно это связано с началом работ над «америкабомбером»). Применение уже готовых и испытанных узлов от 207-го сулило хорошие темпы разработки. Но новый «ромбоид» не был первоочередной задачей и закончить дизель не удалось : фирма работала над реактивными двигателями и совершенствовала семейство Jumo 210-x. Перед окончанием войны было изготовлено 80 % чертежей и 60 % деталей опытного двигателя. Предполагалось, что 224-й выдаст 4800 л.с. на взлете и 3500 л.с. на высоте 15 км.
После окончания войны СССР начал ревизию своих трофеев. Юмо 223 был признан бесперспективным - малосилен и требует длительной доводки. По 224-му предлагали продолжить работы, вместе с тем отмечались недостатки, как принципиально присущие схеме «ромб», так и недостатки технические, производственные и эксплуатационные. Советская разработка называлась М-224 и представляла собой авиационный дизельный двигатель с турбонаддувом, продолжение работ по разработанному в Германии ЮМО-224. Работы по двигателю в СССР велись на заводе № 500, под руководством В. М. Яковлева.
В Великобритании пошли схожим с юнкерсовским путем. До WWII фирма Napier приобрела лицензию на Jumo 204. В 1944 году Адмиралтейство выдало требование на новый дизель для торпедных катеров. Фирма Нэпир, славящаяся своими оригинальными разработками, пошла по пути Юнкерс, но не счетверила немецкий оппозит, а строила. Получился Napier Deltic, который довольно широко применялся в качестве силовой установки на тепловозах, кораблях, стационарных дизель-генераторах и т.д.
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий