04/04/24

Паровые подводные лодки типа Nordenfeldt-II (Швеция / Великобритания. 1885 год).

Оттоманская империя, вопреки бытующему мнению, вовсе не была отсталой дикой страной на Востоке, вовсе нет. И даже несмотря на некоторые религиозные заморочки,  именно Турция первой обзавелась первым полноценным боевым соединением подводных лодок. Да, подводные корабли Abdülhamid, вошедший в состав флота 6 сентября 1886 года и Abdülmecid (4 августа 1887) были по нонешним меркам весьма примитивными, и даже, честно скажу, не полностью подводными. Да. Но это было полноценное боевое соединение, готовое решать реальные боевые задачи ...
Построенные в Англии (после чего их разобрали, перевезли в Турцию где собрали и спустили на воду) две лодки конструкции шведского изобретателя Торстена Норденфельдта (Nordenfeldt-II) были усовершенствованным вариантом проданной им в Грецию подводной лодки (да и сама идея покупать ПЛ туркам пришла в голову именно после появления этого оружия у греков). Тридцатиметровые лодки имели паровые двигатели и для надводного и для подводного (!) хода и два торпедных аппарата с самодвижущимися минами Уайтхеда. Дополнительное вооружение - две скорострельные 23,4-мм пушки конструкции самого Норденфельдта.
Ориентируясь на ТТХ греческой лодки можно сказать, что дальность надводного хода была 240-300 миль при скорости 8-10 узлов, подводного около 20 миль при четырех узлах. Передвижение под водой предполагалось за счет предварительного перегрева воды в котле. Сохраняя температуру сильно превышающую сто градусов - она должна была вырабатывать давление в течение нескольких часов подводного ходе без огня в топках. Идея, в принципе, работоспособная - правда с промежуточным теплоносителем. Как оно в чистом виде работало сказать затрудняюсь. Но как-то работало, безусловно. Потому, что турецкий флот обе субмарины принял и начал активно эксплуатировать.
Причем, не просто катались. Лодки активно участвовали в маневрах, учились блокировать Босфор, а ПЛ Abdülmecid и вовсе, стала первым в мире кораблем, произведшим торпедную стрельбу из подводного положения. Однако... Прогресс в те годы был стремительным настолько, что суперсовременные ПЛ безнадежно устарели уже через полтора десятка лет. Ну, то есть, вовсе - флот начал получать ПЛ с электромоторами для подводного хода и бензомоторами для надводного, что качественно изменило все ТТХ лодок и тактику их применения. А паровые субмарины типа Nordenfeldt-II сначала приспособили для береговой обороны, а потом и вовсе списали с глаз долой.
 
Длина лодки - 30,5 м, ширина - 3,6 м, водоизмещение - 100 тонн, экипаж - 7 человек, мощность силовой установки - одноцилиндровая паровая машина 250 л.с., скорость надводного хода - 10 узлов, скорость подводного хода - 4 узла, глубина погружения - 50 метров.
 
 
Норденфельт вместе с Джорджем Гарретом занимался также постройкой подводных лодок, построив четыре штуки. Одна из них была продана Греции, две Османской империи. Четвертая лодка предлагалась России, но после испытаний, показавших её малую боевую ценность, от покупки отказались.
 
 
P.S.  И чего вспомнилось про бестопочные паровозы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий