04/04/24

Немного из истории реактивных торпед (Франция / Великобритания / США / Россия. 1825 - 1894 год).

Впервые идею самодвижущейся мины (т.е. торпеды) высказал итальянский военный инженер Джованни да Фонтана (Giovanni da Fontana) в начале XV века. Он описал самодвижущийся снаряд обтекаемой формы, круглый в сечении и снабженный плавниками. Разумеется, его идея была только фантазией, так как отсутствовал двигатель для подобного снаряда. Однако этот пример показывает, что идея самодвижущейся мины «витала в воздухе». Поэтому не удивительно, что периодически предпринимались попытки ее реализации. Ракетное оружие возникло очень давно. Впервые ракеты начали применять на войне китайцы еще в X веке. В XIII—XIV веках пороховые ракеты появились в Индии, затем в арабских странах и, наконец, в XV веке в Европе. В течение нескольких веков они применялись только на суше. Наконец в начале XIX века английский артиллерист Уильям Конгрев предложил использовать такие ракеты на флоте. Они быстро получили широкое распространение. Достаточно сказать, что при обстреле Копенгагена в 1807 году британская эскадра выпустила по городу несколько тысяч ракет. В 1834 году русский генерал Карл Шильдер предпринял попытку вооружить ракетами Конгрева свою подводную лодку. Помимо прикрепляемой пороховой мины с электрическим воспламенением, она имела 6 направляющих станков для 102-мм ракет, расположенных по три с каждого борта. Воспламенение заряда двигателя осуществлялось импульсом от батареи гальванических элементов ...
Ракеты выбивали пробки, герметизирующие пусковые трубы, вылетали из них и при удачном попадании могли вызвать пожар на неприятельском корабле. Принципиально важно то, что пуск ракет мог производиться как с поверхности воды, так и с небольшой глубины (в пределах одного метра). О том, как происходили испытания этого оружия подводной лодки, свидетельствует донесение от 24 июня (6 июля) 1838 г. «По прибытии Его Высочества (генерал-инспектора инженерных войск) на пароходе к брандвахте северного фарватера, в расстоянии 50 сажень от прикрепленной к плоту на якоре подводной лодки подан был сигнал для начала плавания под водой... По отплытии 50 сажень под водою воспламенены были две ракеты, которые по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах не в далеком расстоянии от лодки»... Конечно, на более серьёзные результаты трудно было рассчитывать. Уровень развития науки и техники того периода не позволял создать по-настоящему грозное оружие.
Торпеда Монжери (1825 г.)

Французский морской офицер Жак Монжери, разработавший проект большого подводного корабля «Невидимый» (L'lnvisible), предложил также первую реактивную торпеду, которую он назвал «рошет» (rochette). Ее описание автор дал в своем труде «Fusees de Guerre», изданном в 1825 г. Данный снаряд внешне походил на широко применявшиеся в то время боевые ракеты Конгрева, но в отличие от них был лишен деревянного хвоста-стабилизатора. В задней его части имелся поддон с центральным отверстием для выхода горящих пороховых газов, сообщающих снаряду движение вперед. Стабилизатором вместо хвоста служили винтовые нарезки (каналы) на поверхности передней части снаряда, сообщавшие ему вращение вокруг собственной оси при движении в воде. Для увеличения начальной скорости снаряда и воспламенения ракетного состава следовало употреблять вышибной пороховой заряд, прикрепляемый к поддону в специальном картузе. Для пуска своей «рошеты» Монжери предложил особое тонкостенное орудие, заряжавшееся с казенной части. Оно могло поворачиваться в горизонтальной плоскости и, естественно, не давало отката. Отверстие в борту закрывалось специальным клапаном. Однако проект Монжери реализован не был, испытания «рошеты» не производились.

Торпеда Девеза (1866 г.)

Спустя 40 лет после Монжери другой француз, артиллерист Девез (Deveze) опубликовал в Париже брошюру «Расчет подводного снаряда» (Calcu! d'un projectile sous-marine). Снаряд Девеза состоял из сигарообразного корпуса (в котором находился взрывной заряд пороха), пороховой ракеты (т.е. двигателя, сообщающего движение снаряду) и хвоста (стабилизирующего движение снаряда). Ракета вставлялась внутрь корпуса снаряда. Сзади ракета имела отверстие с конической выводной трубой (сопло). Для предохранения корпуса снаряда от нагрева при горении ракеты между ними имелась изолирующая оболочка. Передняя часть ракеты сообщалась с зарядной камерой в головной части снаряда для воспламенения взрывного заряда при окончании горения ракеты (если ударный взрыватель почему-либо не сработает). Хвост надевался на заднюю часть снаряда, он имел четыре винтообразных выступа для придания снаряду вращения вокруг его оси. Станок для пуска таких снарядов представлял собой неподвижную трубу, передний конец которой был врезан в подводную часть борта судна. Передний и задний концы трубы закрывали крышки. Внутренняя ее полость через трубку, снабженную краном, сообщалась с забортной водой. Благодаря данному устройству, давление внутри пусковой трубы уравнивалось с забортным, что обеспечивало легкое открывание передней крышки. Сверху трубы находились запальное отверстие для воспламенения ракеты-двигателя, а также трубка для выхода воздуха из пусковой трубы при заполнении ее водой.
Сзади был размещен длинный ящик, открытый сверху, который сообщался с внутренней полостью трубы при открытой задней крышке. Он предназначался для приема воды из пусковой трубы после выстрела, а также для заряжания. Но испытания ракеты-торпеды Девеза выявили существенные ее недостатки: низкую устойчивость на курсе; недостаточную дальность хода; слабость взрывного заряда. На вооружение эту «подводную ракету» (реактивную торпеду) не приняли.

Торпеда Квика (1870 г.)

Англичанин Джордж Квик (George Quick; 1833— 1873) из Портсмута создал огромную торпеду с пороховым ракетным двигателем, которая несла пороховой взрывной заряд массой 700 фунтов (330 кг). Ее калибр был 61 см (24 дюйма). По расчетам изобретателя, она должна была проходить дистанцию 2000 ярдов (1828 м) на скорости около 135 узлов (250 км/час)! Однако при первом же пуске торпеда взорвалась через несколько секунд после воспламенения порохового «горючего».

Торпеда Барбера (1873 г.)

Лейтенант Фрэнсис Барбер (Francis Morgan Barber), сотрудник торпедной испытательной станции ВМФ США в Ньюпорте, построил торпеду калибром 30,5 см (12 дюймов). Длина торпеды составила 213 см (7 футов), общая масса 130 кг (287 фунтов), в том числе масса заряда ВВ 21,7 кг (48 фунтов). Ее устройство было достаточно простым: железная труба, обернутая асбестом, находилась внутри деревянного корпуса. Испытания показали полную непригодность торпеды данной конструкции для боевого применения.

Торпеда Эриксона (1878—80 гг.)

Джон Эриксон в 1878—80 гг. сконструировал и построил «наступательную мину большой скорости». Она представляла собой деревянный цилиндр длиной 610 см (20 футов), внутри которого находился жестяной резервуар с пороховыми шашками. Спереди к нему было прикреплено медное боевое отделение длиной 152 см (5 футов), имевшее форму конуса. Железная арматура соединяла его с поддоном. В движение торпеду приводила струя пороховых газов, выходивших под давлением через отверстие в поддоне, и обтекавших жестяной стабилизатор. Диаметр торпеды был 406 мм (16 дюймов), длина 762 см (25 футов), масса 681 кг (1500 фунтов), масса заряда ВВ — 113,5 кг пироксилина (300 фунтов). Во время испытаний, проведенных в 1880 г. на реке Гудзон, торпеда прошла первые 3I0 футов (95 м) за 3 секунды, т.е. со средней скоростью 61,5 узел (114 км/час). Общая дальность хода составила около 700 футов (214 м).
Эриксон построил экспериментальный миноносец «Destroyer» (длина 40, ширина 3,35 м), в носовой части которого находился стальной торпедный аппарат длиной 9,1 метров. Впервые он использовал для пуска торпеды пороховой заряд вместо сжатого воздуха. Заряд воспламенялся от электрической искры и выталкивал торпеду из аппарата. От пламени вышибного заряда загорались пороховые шашки ракетного двигателя. Пуск производился с уровня 7 футов (2,13 м) ниже поверхности воды. Однако цикл испытаний показал непригодность торпеды для практического применения в боевых условиях.

Торпеда Шпаковского (1879 г.)

Русский конструктор, полковник Александр Ильич Шпаковский, предложил Морскому техническому комитету свой проект реактивной торпеды. В течение ряда лет изобретатель работал над особым «ракетным составом», который намеревался использовать как горючее в двигателе своей торпеды. Кроме того, он хотел применить гироскопический прибор для стабилизации движения торпеды по курсу. Предварительное заключение комиссии МТК гласило, что «проектируемая Шпаковским ракетная мина дает наилучший из существующих образец самодвижущейся подводной мины». К сожалению, ее практические испытания окончились неудачей. На воздухе «состав» горел более или менее равномерно. Но под водой он взорвался и разрушил корпус торпеды.

Торпеда Уикса (1879—81 гг.)

В том же 1879 г. американский инженер Джордж Уикс (George Weeks) издал брошюру «Ракеты и самоходные торпеды» (Rockets and Torpedoes Automobile). В ней была описана разработанная им технология производства «торпед с ракетным составом». Конструктор решил установить на своих торпедах твердотопливные ракетные двигатели, а в качестве горючего для них использовать пороховые шашки цилиндрической формы с высверленной сердцевиной. По его мнению, это должно было способствовать их равномерному сгоранию, следовательно — постоянству скорости истечения образовавшихся газов. Стабилизацию движения «торпед с ракетным составом» под водой Уикс планировал осуществлять одним из двух способов. В первом случае, устойчивость торпеды на курсе обеспечивали шесть плавников-стабилизаторов, расположенных по её окружности. Во втором случае продукты сгорания, проходя через «несколько отверстий, расположенных по окружности и имеющих улиткообразное кручение... должны были придать торпеде вращательное движение и удержать её на расчетной траектории». Подрыв боевого заряда должен был происходить при ударе торпеды о цель. Для пуска своих торпед Уикс разработал специальный аппарат, аналогичный обычному трубному, с той лишь разницей, что торпеда выходила из него самостоятельно после начала работы своего двигателя. В начале 1881 г. изобретатель построил торпеду по первому варианту. Она имела деревянный каркас, обшитый жестью, ее длина была 3,5 метра. В поперечном сечении торпеда имела форму треугольника, обращенного вершиной вниз. В головной части находилось зарядное отделение с 20 кг динамита. В качестве горючего в двигательной установке использовались пороховые шашки длиной 1,5 м и диаметром 15 см, расположенные последовательно друг за другом. В кормовой части торпеды крестообразно располагались вертикальные и горизонтальные рули, стабилизирующие её при движении под водой. На испытаниях, проведенных на торпедной станции ВМФ США в Ньюпорте в том же году, торпеда Уикса показала весьма нестабильные результаты. Скорость колебалась в интервале от 28 до 45 узлов (52— 83 км/час), дальность хода от 300 до 825 футов (91 — 251 м). Это не позволило принять ее на вооружение. Комиссия экспертов констатировала также, что «при своем движении ракета ужасно шумела». Непостоянство ходовых характеристик объяснялось неудовлетворительным качеством пороха, обусловленным низкой технологией его изготовления, и вдобавок значительно ухудшавшимся при долговременном хранении. Пороховые шашки второго эшелона часто не воспламенялись. Кроме того, не удалось добиться приемлемой точности хода по курсу и глубине.

Торпеда Вулвичского арсенала (1883 г.)

Специалисты Вулвичского арсенала (Великобритания) в экспериментальных целях создали маленькую торпеду. Они хотели убедиться на практике, имеют ли смысл дальнейшие работы с ракетными двигателями применительно к торпедному оружию. Дальность ее хода составляла всего-навсего 50 ярдов (45,7 м). В результате серии экспериментов эксперты пришли к отрицательному мнению относительно целесообразности дальнейших изысканий в области торпед с ракетным двигателем.

Торпеда Бердана (1886-90 гг.)

Полковник армии США Хайрем Бердан (Hiram Berdan; умер в I893 г.) прославился своими винтовками, состоявшими на вооружении в ряде стран мира (в том числе в России, так называемая «берданка»). Кроме винтовки, он сделал немало других изобретений в военном деле (оптический прицел, капсюль центрального воспламенения и другие). Созданная им торпеда отличалась оригинальностью технического устройства и принципа действия. Фактически это был буксировщик, управляемый с борта атакующего корабля и тащивший за собой метательную мину Эриксона с 200-фунтовым (91 кг) зарядом ВВ. Его силовая установка представляла ракетный двигатель, газовая струя которого (получаемая в результате горения пироксилиновых шашек) заставляла вращаться 6 небольших винтов, расположенных один за другим на одной и той же оси.

* Некоторые авторы искажают фамилию Бердан на Борден. Отсюда упоминания о никогда не существовавшей «торпеде Бордена».

Взрыватель и заряд ВВ
Сигнальный штырь
Провода управления
Турбина
Управление движением торпеды оператор осуществлял с выносного пульта по проводам. Расчетная дальность хода составляла 2000 ярдов (1828 м).
Попав в противоторпедную сеть, окружавшую стоящий на рейде корабль, буксировщик останавливался, мина же продолжала движение по инерции. Ее рули были установлены на погружение, поэтому она должна была описать полуокружность вниз под сети и поразить цель в днище. На практике данное оружие оказалось слишком сложным для того, чтобы в самом деле причинять ущерб противнику.

Торпеда Канингхэма (1893 г.)

Этот американец (Cunningham) из города Нью-Бедфорд (New Bedford), штат Массачусетс, по своей профессии являлся сапожником (подобно создателю подводных лодок Лоднеру Филипсу), но своим истинным призванием он считал пиротехнику. Относительно его торпеды известно мало конкретного, за исключением того факта, что она действительно была построена (в частности, это подтверждает фотография, запечатлевшая изобретателя рядом со своим детищем), и что в течение нескольких месяцев проходила испытания на торпедной станции ВМФ в Ньюпорте. Испытания показали недостаточную устойчивость торпеды на курсе и большую разницу в скорости при каждом прохождении дистанции. В результате специалисты отклонили этот проект.
В I894 г., в день независимости США (4 июля), обиженный на весь мир сапожник-пиротехник запустил свое ракетное чудовище прямо по главной улице Нью-Бедфорда. Со страшным грохотом и скрежетом, извергая пламя и клубы дыма, она проползла несколько десятков метров, затем уткнулась в ледник мясной лавки и там взорвалась. К счастью, никто не пострадал. В дальнейшем мистером Канингхэмом занимались уже не моряки, а чины местной полиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий