19/04/24

Проект крылатой ракеты Northrop SSM-N-5 / MX-775B "Boojum" (США. 1945 - 1951 год).

В августе 1945 года командование военно-воздушных сил Армии США выступило с предложением о создании перспективных крылатых ракет класса «земля-земля» с межконтинентальной дальностью полета. Подобное оружие, оснащенное ядерными боевыми частями, могло применяться для атаки различных важных объектов на территории противника. Предложение военных привело к появлению двух проектов, один из которых удалось довести до стадии серийного производства оружия и его эксплуатации в войсках. Второй проект, в свою очередь, не дошел до строительства опытных изделий, однако поспособствовал появлению новых разработок. В 1946 году компания Northrop Aircraft ответила на предложение военных двумя техническими предложениями. По расчетам инженеров во главе с Джоном Нортропом, имелась возможность разработки дозвуковой и сверхзвуковой крылатых ракет, способных нести ядерную боевую часть на расстояние до нескольких тысяч миль. Вскоре военное ведомство заказало разработку двух новых проектов. Дозвуковая ракета получила условное армейское обозначение SSN-A-3, сверхзвуковая – SSN-A-5. Кроме того, были предложены альтернативные заводские обозначения: MX-775A и MX-775B соответственно. В 1947 году Дж. Нортроп лично предложил альтернативные названия для двух новых проектов. По его предложению, дозвуковая ракета получила имя "Snark", а второй проект обозначили как "Boojum". Проекты были названы в честь вымышленных существ из стихотворения Льюиса Кэрролла «Охота на снарка». Напомним, снарк был загадочным существом, живущим на удаленном острове, а буджум – его особо опасной разновидностью. В дальнейшем такие названия проектов полностью себя оправдали. Разработка двух ракет, как и охота на загадочного зверя, окончилась без особых успехов ...
Целью проекта SSN-A-5 / MX-775B / Boojum было создание перспективной крылатой ракеты межконтинентальной дальности со сверхзвуковой скоростью полета. В соответствии с первоначальными требованиями, изделие «Буджум» должно было нести полезную нагрузку весом до 5000 фунтов (около 2300 кг) и доставлять ее на дальность до 5000 миль (более 8000 км). К концу осени 1946 года (по другим данным, годом позже) инженеры фирмы «Нортроп» завершили проработку первого варианта проекта MX-775B. К этому времени были определены основные особенности конструкции ракеты, при помощи которых планировалось обеспечить выполнение поставленных требований. По задумке авторов проекта, новая ракета должна была иметь цилиндрический фюзеляж большого удлинения с сужающейся носовой частью и лобовым воздухозаборником, оснащенным коническим центральным телом. Ракету следовало оснастить среднерасположенным стреловидным крылом сравнительно малого удлинения, причем задняя кромка законцовок крыла должна была находиться на уровне хвостового среза фюзеляжа. Оперение ракеты должно было состоять только из киля. В носовой и средней частях фюзеляжа предлагалось размещать аппаратуру управления, боевую часть, а также набор топливных баков. В хвосте должен был располагаться турбореактивный двигатель с требуемыми параметрами тяги. Подобная конструкция планера подразумевала использование необычной системы управления. Для управления по рысканью предлагалось применять руль направления на киле, а крен и тангаж следовало менять при помощи элевонов на задней кромке крыла. Таким образом, перспективная крылатая ракета, несмотря на применение стреловидного крыла, фактически должна была строиться по схеме «бесхвостка». Дж. Нортроп известен своими экспериментами в области нестандартных схем летательных аппаратов: таким образом, ракета Boojum должна была стать очередным вариантом реализации необычных компоновочных решений. Ракета должна была иметь общую длину 68,3 фута (20,8 м), крыло размахом 38,8 фута (11,8 м) и общую высоту 14,3 фута (4,35 м). Расчетные масса, тип двигателя, боевая часть и летные данные первого варианта «Буджума» неизвестны. В конце 1946 года американское военное ведомство решило сократить расходы на оборону. Одним из способов экономии оказалось закрытие бесперспективных проектов. Военные специалисты рассмотрели представленную документацию по проектам MX-775A и MX-775B и вынесли свое решение. Следовало прекратить работы по проекту дозвуковой ракете Snark и сосредоточить усилия на сверхзвуковом боеприпасе Boojum. Дж. Нортроп и его коллеги не согласились с таким решением. Они инициировали переговоры о дальнейшей судьбе перспективных проектов. По мнению конструкторов, проект «Снарк» отличался от «Буджума» большими перспективами, и поэтому его развитие следовало продолжить. Результатом переговоров стало компромиссное решение. Военные одобрили продолжение работ по проекту SSN-A-3 / MX-775A. В дальнейшем эта разработка дошла до стадии испытаний и после преодоления ряда трудностей даже смогла попасть в войска. Второй проект стратегической крылатой ракеты перевели в категорию научно-исследовательских программ, способных оказать влияние на дальнейшее развитие вооружения. Сосредоточив усилия на проекте MX-775A, компания Northrop Aircraft была вынуждена сократить число специалистов, занимающихся сверхзвуковой ракетой. Из-за этого проект MX-775B разрабатывался достаточно долго и с заметными трудностями. В результате новый вариант перспективной ракеты, имевший значительные отличия от первой версии, был разработан только к началу пятидесятых годов. Следует отметить, на сроках его создания сказался не только приоритет проекта, но и серьезные переработки конструкции. Фактически было решено разработать ракету заново, отказавшись от основных идей предыдущего проекта.
Расчеты показали, что при существующем уровне развития авиационной и ракетной техники первый вариант проекта Boojum не обеспечит выполнения предъявленных требований по массе полезной нагрузки, скорости и дальности полета. Требовалось изменить конструкцию ракеты и пересмотреть состав предлагаемого для использования оборудования. Результатом этого стало появление нового варианта проекта. Поскольку работы носили характер предварительной проработки новых идей, эта версия ракеты не получила собственного обозначения. Почти всегда она упоминается как «поздний вариант MX-775B». В обновленном виде ракета Boojum должна была представлять собой самолет-снаряд с автоматической системой управления и двухдвигательной силовой установкой. Предлагалось использовать сигарообразный фюзеляж большого удлинения, оснащенный килем. Также проект подразумевал использование низкорасположенного треугольного крыла большой стреловидности. В концевых частях крыла предусматривалась установка двух мотогондол для турбореактивных двигателей. На задней кромке крыла имелись элевоны для управления по крену и тангажу. Также имелся классический руль направления на киле. Общая длина подобной ракеты составляла 85 футов (около 26 м), размах крыла определили на уровне 50 футов (15,5 м). Общая высота конструкции – менее 15 футов (4,5 м). Расчетный стартовый вес ракеты равнялся 112 тыс. фунтов (около 50 т). Силовая установка должна была состоять из двух турбореактивных двигателей типа J47 или J53. Запуск ракеты SSM-A-5 второго варианта предлагалось осуществлять при помощи пусковой установки на основе т.н. ракетных саней. По специальным рельсам должна была двигаться тележка с креплениями для ракеты, оснащенная твердотопливными ускорителями. По достижении тележкой заданной скорости ракета могла отсоединяться и подниматься в воздух. Далее полет осуществлялся при помощи собственных турбореактивных двигателей. Рассматривался вариант запуска крылатой ракеты при помощи бомбардировщика Convair B-36 (ракета располагалась на «спине» самолёта, сверху фюзеляжа и поднималась специальной трапецией перед пуском). Он должен был поднимать ракету на заданную высоту, после чего она самостоятельно могла лететь к цели.
В начале самостоятельного полета ракета на дозвуковой скорости должна была подниматься на высоту порядка 21 км. Только на этой высоте происходил разгон до максимальной скорости, сохранявшейся до достижения цели. Максимальная скорость такого летательного аппарата, по расчетам, достигала М=1,8. Расчетную дальность определили на уровне 8040 км. Для полета на такое расстояние предлагалось использовать внутренние топливные баки, а также дополнительный внешний, сбрасываемый после выработки горючего. В носовой части фюзеляжа ракета «Буджум» должна была нести ядерный или термоядерный боезаряд. Тип этого устройства не уточнялся, но имелась возможность транспортировки изделия весом до 2300 кг. В обозримом будущем промышленность должна была создать ядерные и термоядерные боевые блоки с подходящими габаритами и весом. Наведение ракеты на цель предлагалось осуществлять при помощи астроинерциальной навигационной системы. Основные задачи наведения при этом решались при помощи инерциальной системы, а кроме того, предусматривался режим коррекции траектории «по звездам». Работы по созданию подобных систем стартовали в 1948 году и затянулись на несколько лет. В дальнейшем подобную аппаратуру было предложено использовать и в составе ракеты SSN-A-3 / MX-775A. Ввиду большего приоритета проекта «Снарк» разработка «Буджума» велась медленно и без особого напряжения сил. Как уже упоминалось, второй вариант проекта был готов только к началу пятидесятых годов. Вскоре после завершения проработки этой версии ракеты, в 1951 году, военные вновь рассмотрели представленную документацию и приняли очередное судьбоносное решение. К 1951 году специалисты военно-воздушных сил поняли, что проект MX-775A столкнулся с рядом серьезных проблем. Имелись затруднения с разработкой, производством и эксплуатацией самых разных узлов и агрегатов, из-за чего дальнейшее развитие проекта ставилось под вопрос. При этом проект дозвуковой ракеты был значительно проще второй разработки. Таким образом, дальнейшие работы в рамках проекта SSM-A-5 могли столкнуться с еще более серьезными затруднениями. Предполагаемые проблемы были так серьезны, что дальнейшие работы по проекту сочли нецелесообразными еще до их начала. В 1951 году военные приняли решение продолжить разработку дозвуковой ракеты MX-775A, а проект сверхзвуковой MX-775B следовало остановить ввиду отсутствия реальных перспектив. Компании Northrop Aircraft приказали сосредоточить все усилия на крылатой ракете Snark. Этот проект в итоге был доведен до испытаний и серийного производства. Более того, ракеты «Снарк» в течение некоторого времени даже состояли на вооружении и несли боевое дежурство. Ввиду закрытия проекта на стадии предварительной разработки, ракеты Boojum не строились и не испытывались. Эти изделия так и остались на бумаге, не получив шанса показать свои характеристики или проявить отрицательные черты. Тем не менее, насколько известно, наработки по проекту MX-775B «Буджум» не пропали впустую. Документация по этой разработке, а также по нескольким другим проектам ракетного вооружения вскоре была использована при создании новой стратегической крылатой ракеты. Некоторые идеи и технические решения, созданные сотрудниками Дж. Нортропа, были использованы в проекте ракеты SM-64 Navaho, разработанном компанией North American. Ракета «Навахо» смогла дойти до испытаний, но не сумела показать себя с хорошей стороны, из-за чего проект был закрыт.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий