Колесная бронетехника в количественном отношении традиционно уступает гусеничной. Но попытки продвижения колесных бронемашин различного назначения предпринимались не только в течение последних десятилетий. Среди прочего, разрабатывались и противотанковые самоходные артиллерийские установки на колесном ходу. Так, в начале сороковых годов прошлого века в США были разработаны опытные САУ T55 и T55E1 ...
С конца 1930-х годов американская компания Cook Brothers активно занималась вопросами развития колесной техники высокой проходимости. Результатом этих работ стало появление нескольких экспериментальных образцов техники различного назначения. Осенью 1941 года был закрыт проект перспективной многоцелевой бронемашины с колесной формулой 8х8, которую можно было использовать в качестве защищенного транспортного средства. Этот проект не заинтересовал военных, но стал основой для следующей разработки. Вскоре после его закрытия инженеры Cook Brothers начали предварительную работу над специализированной машиной на базе этого транспорта.
Целью нового проекта была разработка перспективной самоходной артиллерийской установки, способной передвигаться по различным поверхностям и оказывать огневую поддержку наступающим войскам. В первую очередь, предполагалось использование машины в качестве истребителя танков. Проект получил рабочее обозначение T55. Контракт с военным ведомством на разработку и строительство прототипа был подписан 1 августа 1942 года.
В основе проекта лежали нестандартные идеи, что сказалось на конструкции машины. САУ T55 представляла собой оригинальную колесную бронемашину с колесной формулой 8х8 и артиллерийским орудием в передней части корпуса. Некоторые компоновочные решения были заимствованы из предыдущих проектов, однако новое предназначение и вооружение привели к появлению заметных отличий.
Нестандартная самоходка имела соответствующую компоновку. В передней части корпуса размещались некоторые агрегаты трансмиссии, передающие крутящий момент двигателя на передние оси, а также отделение управления. Центральная часть корпуса отдавалась под боевое отделение с рабочими местами членов экипажа, отвечающих за применение пушки и пулемета. Кормовой отсек выделили под силовую установку.
Броневой корпус T55 имел оригинальную форму. Его носовая часть была образована двумя изогнутыми бортовыми элементами, между которыми имелась крупная выемка для перемещения орудия. В задней части правого элемента располагался люк механика-водителя. Рабочее место водителя, в свою очередь, находилось под этим листом. Между изогнутыми элементами предусматривалась броневая маска орудия.
Позади лобовых элементов располагались вертикальные борта переменной высоты. Передняя их часть, прикрывавшая боевое отделение, была выше задней, расположенной рядом с моторным отсеком. Корма состояла из вертикального центрального листа с решеткой радиатора и пары изогнутых боковых элементов. Любопытной особенностью кормы корпуса было применение разнесенного бронирования. Силовая установка располагалась внутри сравнительно узкого кожуха, а внешние борта образовывали дополнительные ящики для перевозки имущества. Боевое отделение машины не имело крыши. Сверху закрывался только моторный отсек. Кроме того, перед ним предусматривался сравнительно небольшой лист с кольцевой турелью для пулемета.
Силовая установка САУ T55 состояла из двух V-образных бензиновых двигателей фирмы Cadillac мощностью по 130 л.с. С двигателями была связана автоматическая трансмиссия, в состав которой входили коробка передач, раздаточные коробки и иные агрегаты. Задачей использованной трансмиссии было распределение крутящего момента на все восемь ведущих колес.
Ходовая часть самоходки имела восемь колес с подвеской на основе листовых рессор. Все оси были связаны с трансмиссией, а первые две оси оснащались механизмами управления, что позволило улучшить управляемость и маневренность.
В передней установке корпуса разместили 3-дюймовую (76,2 мм) пушку M7. Установка орудия позволяла осуществлять горизонтальную наводку в пределах 30° вправо и влево, вертикальные углы наведения – от -11° до +18°. Столь большие сектора наведения не в последнюю очередь были связаны с конструкцией лобовой части корпуса, не мешавшей перемещению ствола. Внутри боевого отделения удалось разместить несколько стеллажей общей емкостью 90 снарядов.
В кормовой части боевого отделения предусматривалась удлиненная крыша моторного отсека, на которой располагалась кольцевая турель для пулемета. В качестве вспомогательного вооружения предлагалось использовать пулемет M2HB калибра 12,7 мм. Конструкция турели позволяла вести огонь в любом направлении и атаковать как наземные, так и воздушные цели.
Экипаж машины должен был состоять из четырех человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а в боевом отделении находились командир, наводчик и заряжающий. При необходимости они же должны были использовать пулемет на турели.
Бронемашина получилась достаточно крупной. Общая ее длина достигала 7,8 м, ширина 2,75 м, высота – 2,68 м. Боевая масса была определена на уровне 17,4 т.
Используя имеющиеся идеи и решения, конструкторы фирмы Cook Brothers завершили разработку нового проекта в кратчайшие сроки, после чего стартовало строительство опытной самоходки. По некоторым данным, компания-разработчик не могла построить бронемашину самостоятельно, из-за чего ей пришлось обращаться за помощью к сторонней организации. Таким образом, сборкой опытной САУ T55 занималась компания Allied Machinery Manufacturing. Строительство завершилось в конце осени 1942 года.
В декабре 42-го опытная самоходка нового типа вышла на испытания. В ходе проверок машина показала способность развивать скорость до 50 миль в час (около 80 км/ч) и преодолевать на одной заправке более 200-220 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Кроме того, герметичный корпус позволял машине плавать за счет проворачивания колес.
Опытная САУ T55 испытывалась параллельно с полугусеничной машиной T49, вооруженной 57-мм противотанковой пушкой. По одним параметрам колесная самоходка опережала конкурента, по другим проигрывала ему. Проанализировав результаты испытаний, компания-разработчик решила доработать свою машину. Предлагался ряд новых идей и решений, которые позволяли повысить некоторые характеристики, а также более полно выполнить предъявляемые требования заказчика. Обновленный вариант проекта получил название T55E1.
В ходе переработки проекта кардинальным изменениям подверглось большое количество узлов и агрегатов, в первую очередь корпус. Было решено отказаться от сравнительно широкого корпуса с большим количеством изогнутых деталей. Вместо этого был предложен корпус, состоящий из ровных листов различных форм и размеров. В итоге машина T55E1 получила лобовую часть характерной рубленой формы, позади которой находился более широкий короб боевого отделения. Ввиду уменьшения ширины машины на бортах были предусмотрены панели-крылья. Важной особенностью нового проекта стало общее уменьшение высоты за счет более плотной компоновки агрегаты корпуса и меньшей высоты бортов.
В связи с переработкой корпуса в определенной мере изменилась компоновка. Так, рабочее место механика-водителя переместилось к левому борту и оказалось внутри единого обитаемого объема в боевом отделении. У правого борта, в свою очередь, предусматривались прицельные устройства и рабочее место наводчика. Командир и заряжающий остались на старых местах.
Уменьшение габаритов и снижение массы позволило изменить состав силовой установки. В корме T55E1 установили два двигателя «Кадиллак» мощностью по 110 л.с. Состав трансмиссии и ходовой части в целом остался прежним. Как и предшественник, T55E1 была полноприводной четырехосной машиной с четырьмя передними управляемыми колесами.
Вооружение обновленной машины осталось прежним. В лобовой установке осталась 3-дюймовая пушка M7, на кормовой турели – пулемет M2HB. Изменение лобовой части корпуса привело к сокращению секторов наводки: горизонтальная сократилась до 20° от оси, а вертикальная теперь составляла от -10° до +15°. Особенности наведения пулемета, по-видимому, не изменились.
Модернизация привела к уменьшению габаритов и сокращению боевой массы. Длина машины сократилась до 7,14 м, ширина осталась на прежнем уровне (2,74 м), а высота уменьшилась до 1,93 м. При этом клиренс достигал 438 мм. Сухой вес T55E1 равнялся 12,7 т, боевая масса – 13,7 т.
Опытный образец САУ T55E1 был построен в начале 1943 года, после чего вышел на испытания. Машина успешно справилась с основными заданиями, подтвердив заявленные характеристики. Так, благодаря сокращению массы удалось довести максимальную скорость до 60 миль в час (около 95 км/ч), запас хода – 240 км. Бронемашина могла подниматься на 37-градусный склон, забираться на стенку высотой около 1 м и преодолевать вброд водные преграды глубиной до 0,9 м.
Модернизированная самоходная артиллерийская установка T55E1 показала неплохие результаты. Достаточно удачное шасси обеспечивало хорошую подвижность, а орудие позволяло успешно атаковать и уничтожать различные образцы бронетехники противника. Тем не менее, войска решили не принимать подобную технику на вооружение. К началу 1943 года командование армии США пришло к выводам о необходимости отказа от полностью колесных машин. В связи с этим проект T55E1 был закрыт 1 апреля 1943 года, как не имеющий реальных перспектив.
По некоторым данным, в 1943 году одна из построенных опытных бронемашин смогла принять участие в боевых действиях. Имеются сведения об отправке одной САУ в Тунис для испытаний в условиях реального конфликта. В войсках машина получила неофициальное прозвище Cook Interceptor («Повар-перехватчик») и в целом неплохо показала себя. Колесная ходовая часть с оригинальной подвеской обеспечивала высокую подвижность как на шоссе, так и в условиях североафриканского бездорожья. Самоходка могла быстро прибывать в указанный район и встречать противника артиллерийским огнем.
Несмотря на успешную опытную эксплуатацию в войсках, военные приняли решение не в пользу T55/T55E1. Армия решила строить все новые самоходные артиллерийские установки на базе имеющихся средних и легких танков. Таким образом, проект T55 компании Cook Brothers не вписывался в стратегию развития вооруженных сил и поэтому был закрыт за отсутствием перспектив.
Тем не менее, более не нужные опытные образцы не были списаны. В течение некоторого времени две построенные машины использовались в качестве платформ для проведения различных исследований, связанных с конструкцией ходовой части военной техники. Подобные исследования позволили компании Cook Brothers разработать несколько новых проектов оригинальной колесной техники с нестандартной ходовой частью. Выполняя функции экспериментальной техники, машины T55 и T55E1 выработали свой ресурс, после чего были списаны и утилизированы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий