04/05/24

Проект низковысотного ударного самолёта Ту "132" (СССР. 1958 - 1960 год).

Помимо традиционного направления развития ударных самолётов дальней авиации путем улучшения основных лётных данных (увеличение максимальных скоростей и высот полёта), начиная со второй половины 1950-х годов в ОКБ А.Н.Тунолева рассматривались нетрадиционные подходы повышения эффективности самолётов бомбардировочной авиации. Развитие радиолокационных средств, появление истребителей-перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов, способных эффективно бороться со скоростными высотными целями, заставили авиационных специалистов обратиться к созданию низковысотных ударных самолётов, способных прорывать ПВО противника на малых и сверхмалых высотах на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях. Подобный самолёт, летяший на малой высоте, даже на скорости близкой к звуковой, по оценкам военных, на ближайшую перспективу становился практически неуязвимым для средств ПВО ...
В рамках развертывания в СССР работ по данной тематике в 1957 г ОКБ А.Н.Тунолева предложило ВВС создать низковысотный бомбардировщик, способный на небольших высотах развивать скорость до 1100 км/ч при дальности около 7000 км - проект «124». По компоновке он напоминал уменьшенную копию Ту-16 и стал началом работ, получивших развитие в проекте ударной низковысотной системы «132» (Ту-132), работы по которой начались в соответствии с правительственным постановлением от 31 июля 1958 г. В нём ОКБ как головному предприятию поручалось разработать эскизный проект дальнего бомбардировщика для действий на малых высотах (200-500 м) с дальностью полёта на этой высоте 4500-5000 км. Работы но теме «132» (Ту-132) шли в течение двух лет под руководством С.М.Егера и к началу I960 г. завершились проектом низковысотной ударной системы, приспособленной для действий на малых высотах на трансзвуковых скоростях. Поскольку основным крейсерским режимом самолёта «132» (Ту-132) был трансзвуковой полёт на малых высотах, его конструкция рассчитывалась на длительное воздействие больших скоростных напоров, большие кратковременные вертикальные перегрузки и длительные вибрации, возникающие при полете на малой высоте. Самолёт представлял собой среднеплан со стреловидным крылом, спроектированный в соответствии с «правилом площадей». Фюзеляж - большого удлинения с чистыми аэродинамическими формами. Геометрические параметры крыла выбирались из условия получения минимальных приростов подъемной силы по углу атаки (одно из основных требований для осуществления низковысотного полета). Наиболее подходящими для самолёта оказались двухконтурные ТРД с форсажными камерами. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало выполнение низковысотных полетов в автоматизированном или ручном полуавтоматическом режиме.
В ходе работ по «132» (Ту-132) рассматривались варианты его использования как бомбардировщика - носителя обычных и атомных бомб, ракетоносца, тактического ударного самолёта, разведчика и самолёта противолодочной обороны. Все ударное вооружение располагалось в грузоотсеке. В различных вариантах в нем размещались крылатая ракета, бомбы или НУРСы в выдвижных кассетных установках, контейнер с разведывательным оборудованием, в противолодочном варианте - буи, торпеды, глубинные бомбы. Предусматривалась возможность оснащения самолёта активной и пассивной аппаратурой РЭП, в том числе и ложными целями-ловушками. Стрелково-пушечное вооружение на самолет «132» (Ту-132) не устанавливали: считалось, что основной его защитой будет низкая высота полета в сочетании с трансзвуковой скоростью, малая величина эффективной отражающей поверхности, обусловленная сравнительно малыми размерами самолёта и использованием специальных радиопоглощающих материалов, а также развитая система РЭП. В ходе работ по «132» ОКБ совместно с предприятиями радиоэлектронной промышленности предварительно проработало принципы создания радиолокационной аппаратуры обеспечения полёта на малых и сверхмалых высотах. Совместно с ВВС исследовали различные варианты тактики применения самолёта с предлагавшимися вариантами вооружения.
 
Работы по системе «132» (Ту-132), особенно исследования по обеспечению низковысотного полёта, значительно опережали возможности отечественной радиоэлектронной промышленности и потому не вышли из стадии эскизного проектирования. В дальнейшем наработки по проекту «132», связанные с техническим обеспечением низковысотного полета, использовались при проектировании аналогичных систем для Ту-22М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий