1) Во второй половине 1980-х годов, когда советская оборонная промышленность еще была мощнейшей отраслью и пока не испытывала особых проблем, в конструкторском бюро им. П.О. Сухого велось сразу несколько новых проектов. Вдобавок к развитию существующих самолетов Су-24, Су-25 и Су-27 конструкторский коллектив прорабатывал целый ряд проектов перспективных самолетов различного назначения. Одновременно разрабатывались предварительные проекты перспективного штурмовика Т-12, самолетов «пятидесятого» семейства, а также дальнего бомбардировщика Т-60/«Объект 54». Находясь на пике своего развития, ОКБ им. Сухого решило открыть еще один проект, который в будущем мог бы занять тактическую нишу тяжелого перехватчика ...
Новый самолет, в большинстве источников именуемый просто МФП («Многофункциональный перехватчик»), в начале XXI века должен был прийти на смену перехватчикам МиГ-31. Он должен был иметь ряд преимуществ перед предшественником, как технического и летного, так и боевого характера. Предполагалось, что МФП станет не просто перехватчиком, но вооруженным воздушным командным пунктом. Это значит, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования нового перехватчика должен был продолжать идеологию, заложенную в самолете МиГ-31. В идеале МФП планировалось сделать способным быстро входить в район перехвата, обнаруживать цели на большом удалении и производить их атаку, не допуская сближения на дистанцию ответного пуска ракеты. Кроме того, этот самолет мог получить еще одну задачу, отчасти похожую на цели работы самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. МФП мог бы передавать информацию об обнаруженных целях на землю и на другие самолеты, а также участвовать в атаке, подсвечивая цели излучением своей БРЛС.
К сожалению, ввиду сравнительно недавних работ, а также их статуса о проекте МФП известно не так уж много. Причем имеющаяся информация о его технических характеристиках фактически представляет собой оценки на основании различных сведений из разных источников и анализа возможностей. Наиболее вероятным выглядит следующий облик перспективного перехватчика. Самолет длиной около 24 метров и размахом крыла порядка 19-ти. Максимальную взлетную массу самолета можно оценить в 50-55 тонн при сухом весе перехватчика в 25-27 тонн. При определенных обстоятельствах полезная нагрузка МФП могла бы превысить десять тонн. Для достижения приемлемых летных характеристик самолет нужно было оснастить двумя турбореактивными двигателями с форсажной тягой около 25000 кгс. С такой силовой установкой МФП мог бы разгоняться до 2500 километров в час и совершать длительные полеты с немного меньшей скоростью, порядка 2200-2250 км/ч. При запасе топлива в 16-16,5 тонн самолет мог бы летать на дальность до 9-10 тысяч километров. В то же время, особенности работы перехватчика сократили бы радиус действия до 2-4 тысяч километров.
Как понятно, в конце восьмидесятых рассматривалось несколько вариантов компоновки конструкции перспективного перехватчика. Из них особого внимания стоит выполненный в соответствии с концепцией, получившей название «ножницы». Эта концепция подразумевала одновременное применение сразу двух примечательных технологий: крыла изменяемой стреловидности и крыла обратной стреловидности. Во время проработки такого варианта МФП последнее не казалось чем-то сугубо экспериментальным, и конструкторы надеялись получить от обратной стреловидности реальную пользу. На взлете и посадке крыло самолета МФП должно было быть трапециевидным в плане. После выхода на крейсерский режим механика самолета приводила в движение консоли, после чего плоскости разделялись по линии, перпендикулярной продольной оси перехватчика, и расходились вперед и назад. В результате такого «превращения» плоскости самолета должны были представлять собой Х-образную конструкцию. Интересно, что обе половины каждой консоли планировалось крепить на общей оси. Подобная система была бы очень сложной в техническом плане, но имела определенные преимущества перед стационарным крылом, аналогичным ее взлетной конфигурации.
Судя по всему, система «ножницы» оказалась слишком сложной для возможного применения на практике. Поэтому в дальнейшем от нее отказались и вернулись к более привычным вариантам. Имеется информация о разработке трапециевидного крыла в нескольких версиях. При этом подобные несущие поверхности планировалось делать полностью адаптивными. За счет постоянного изменения профиля крыла предполагалось компенсировать проигрыш в летных характеристиках, вызванный отказом от крыла обратной стреловидности. Что касается простоты изготовления и прочности, то трапециевидное крыло было гораздо проще и удобнее «ножниц». Наконец, на некоторых предположительных изображениях самолета МФП фигурирует крыло положительной изменяемой стреловидности. Примечательно, что со всеми вариантами крыла перспективный перехватчик имел примерно одинаковую аэродинамическую компоновку. Он представлял собой интегральный продольный триплан с передним и хвостовым горизонтальным оперением, отдаленно напоминающим примененные на экспериментальном Су-47.
Фюзеляж перехватчика интегральной компоновки по своим обводам, вероятно, должен был напоминать соответствующий агрегат истребителя Су-27. Двухместная кабина самолета могла быть аналогична кабине учебно-боевого Су-27КУБ истребителя или фронтового бомбардировщика Су-34. С учетом предполагавшегося времени принятия МФП на вооружение можно сделать примерные выводы о составе бортового радиоэлектронного оборудования. Скорее всего, перехватчик оснастили бы радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, соответствующим мощным вычислительным комплексом и многофункциональными дисплеями кабины.
Относительно вооружения перспективного многофункционального перехватчика информация отсутствует. Вероятно, он мог бы оснащаться автоматической пушкой калибра 23 или 30 миллиметров, а также некоторым количеством держателей для подвески ракет «воздух-воздух». В некоторых источниках указывается 20 держателей, однако размеры самолета прямо говорят о невозможности размещения такого количества подвесных устройств. Более вероятным выглядит установка не более 10-12 пилонов и держателей. На них самолет мог бы нести ракеты большой и сверхбольшой дальности, такие как Р-33 или Р-37. Нетрудно представить эффективность работы звена из четырех самолетов МФП, несущих хотя бы по десять ракет Р-33 с максимальной дальностью порядка 150-160 километров.
Как видим, проект МФП обещал большие тактические преимущества перед авиацией противника. По своим характеристикам один самолет МФП был бы равен двум-трем перехватчикам МиГ-31, что позволило бы усилить охрану воздушных границ государства. Однако военно-воздушные силы России в итоге так и не получили новый самолет-перехватчик. Дело в том, что самые ответственные этапы разработки проекта – окончание проектирование, строительство и испытания опытного образца – из-за распада Советского Союза должны были прийтись на далеко не самые лучшие времена. В связи с этим, по-видимому, проект МФП был заморожен или даже закрыт. При стоимости программы не менее 5-7 миллиардов долларов США наша страна просто не потянула бы завершение работ и начало производства перспективного перехватчика.
Несмотря на проблемы проекта МФП, иногда встречаются упоминания о некой секретной разработке, создаваемой сейчас на фирме «Сухой». Возможно, финансовая обстановка со временем позволила вернуться к незаслуженно забытому проекту МФП или наработки по нему были использованы при создании нового самолета. Так или иначе, на данный момент нет никаких официальных данных о дальнейшей судьбе и перспективах многофункционального перехватчика. Если проект действительно был забыт и не получил продолжения, то в течение следующих лет основным тяжелым перехватчиком в российских ВВС останется МиГ-31 поздних модификаций, у которого пока нет преемника.
2) В конце восьмидесятых годов советская военная машина находилась на
пике своего развития. Еще бы, государство выделяло деньги на любые
проекты способные обеспечить если не превосходство то хотя бы паритет с
НАТО.
В ОКБ МиГ полным ходом шли работы над целым рядом новых боевых машин:
- многофункциональный истребитель, МФИ.
- легкий фронтовой истребитель, ЛФИ.
- многоцелевой дальний перехватчик, МДП.
- два проекта гиперзвуковых самолетов, 301 и 321.
ОКБ Сухого реализовывало следующие проекты:
- штурмовик девяностых Т-12.
- легкий фронтовой истребитель - одномоторный Су-37.
- многофункциональный палубный истребитель С-32.
- средний бомбардировщик "объект 54С".
В ОКБ МиГ полным ходом шли работы над целым рядом новых боевых машин:
- многофункциональный истребитель, МФИ.
- легкий фронтовой истребитель, ЛФИ.
- многоцелевой дальний перехватчик, МДП.
- два проекта гиперзвуковых самолетов, 301 и 321.
ОКБ Сухого реализовывало следующие проекты:
- штурмовик девяностых Т-12.
- легкий фронтовой истребитель - одномоторный Су-37.
- многофункциональный палубный истребитель С-32.
- средний бомбардировщик "объект 54С".
Как этот период "невиданной щедрости" контрастирует с нынешними финансовыми проблемами ПАК ФА ... Несмотря на такие "тепличные условия" российская авиационная промышленность вероятно оказалась в шоке когда американские военные рассекретили F-117. Сказка явилась былью. Что прикажете делать с практически готовым 1.42, в конструкцию которого "стелс - технологии" закладывались "постольку - поскольку". Не знаю чем, но российские конструкторы сумели оправдаться в глазах военных. Да так, что даже в середине девяностых годов министр обороны, небезызвестный "Паша-Мерседес" (Павел Грачев), называл "Стелс" мифом аналогичным СОИ!😊
Надо отдать должное, сам инженерный корпус начал срочно исправлять положение. Уже в конце восьмидесятых в авиационной ДСП - литературе стали появляться серьезные аналитические статьи на тему снижения ЭПР (эффективной площади рассеивания). Возможно, что уже тогда стали подумывать над глубокой модернизацией МФИ. Если бы Советский Союз не "отдал концы", то в 1995 году 1.42 под индексом МиГ-35 был бы передан в серию, а новая многоцелевая машина полностью отвечающая требованиям пятого поколения могла появиться уже к 2005 году. Нынешний ПАК ФА несмотря на то, что является самым большим истребителем в мире (по сообщениям индийской прессы его полетный вес превысил 35 тонн) все же являет собой линию развития отечественных "истребителей - бомбардировщиков" ранее представленную МиГ-29 ( максимальный вес - 18840 кг ) и МиГ-21 (9400 кг ). Показательно, что прыжок через поколение удваивает максимальный взлетный вес.
Насколько известно, работы над линией "истребителей - перехватчиков" так же ведутся. Форпостом в этом деле, после схода с дистанции ОКБ "МиГ" со своим 1.42, является ОКБ "Сухого". Перспективную машину, способную заменить МИГ-31 для обеспечения финансирования, можно считать ответом на американский "Региональный бомбардировщик". Многофункциональный перехватчик МФП ( назовем его так, дабы не путать с МФИ девяностых годов), по срокам поступления на вооружение следует отнести к шестому поколению истребителей. Хотя требования к "Поколению - шесть" еще не сложились, уже очевидно, что костяк его составят беспилотные самолеты. Поэтому перспективная машина должна будет обладать всеми необходимыми качествами, как то: взлет и посадка, перехват воздушных и атака наземных целей в полностью автоматическом режиме. Основное же назначение МФП - "вооруженный воздушный командный пункт".
По статистике максимальный взлетный вес нового перехватчика будет сопоставим с МиГ-31М и составит 50 - 55 тонн. Такие масштабы позволят разместить в отсеке не только оружие класса "воздух - воздух", но и ракеты "воздух - земля". Дальность машины позволит без дозаправки сопровождать дальние бомбардировщики и выведет ее в разряд "стратегических систем". В целях обеспечения полета на малой высоте и короткого взлета - посадки МФП может быть оснащен крылом изменяемой стреловидности. Рекордный взлетный вес перехватчика потребует и сверхмощных двигателей. В статье "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации России" упоминается проект нового авиационного мотора который создают "Конструкторское бюро перспективных технологий" (КБПР) входящее в состав фирмы "Салют" и ГУП "Завод им. В.Я. Климова". Тяга его, как сообщается, составит 25000 кгс. Возможно также, что двигатель будет обладать возможностью изменения степени двухконтруности, хотя это и ведет к усложнению конструкции, но позволит получить выгодные расходы топлива как на дозвуковом так и сверхзвуковом режимах полета. Несмотря на столь заманчивые перспективы шанс постройки такой крупной машины практически равен нулю, даже часть оборудования созданного в рамках проекта Т-50 ОКБ Сухого которое может быть применено и на МФП не позволит снизить колоссальные (в рамках бюджета РФ) расходы потребные для его создания. Стоимость НИОКР может достичь 7.5 - 10 млрд. долларов.
Предполагаемые технические характеристики
вес:
максимальный взлетный 55000 кг
нормальный 41250 кг
пустой 27500 кг
топливо 16500 кг
нагрузка 11000 кг
тяга двигателей:
- форсажная 2 * 25000 кгс
- максимальная 2 * 18000кгс
длина (без пвд) 23.4 м
размах 9.71 / 19.06 м
высота 6.4 м
площадь крыла 76.5 / 95.0 кв. м
скорость максимальная 2500 км/ч
скорость крейсерская 2200 км/ч
дальность практическая 10000 км
радиус действия 2500 - 3500 км
количество узлов подвески 20 шт.
вес:
максимальный взлетный 55000 кг
нормальный 41250 кг
пустой 27500 кг
топливо 16500 кг
нагрузка 11000 кг
тяга двигателей:
- форсажная 2 * 25000 кгс
- максимальная 2 * 18000кгс
длина (без пвд) 23.4 м
размах 9.71 / 19.06 м
высота 6.4 м
площадь крыла 76.5 / 95.0 кв. м
скорость максимальная 2500 км/ч
скорость крейсерская 2200 км/ч
дальность практическая 10000 км
радиус действия 2500 - 3500 км
количество узлов подвески 20 шт.
Представленная компоновка с крылом типа "ножницы" изучалась на стыке восьмидесятых и девяностых годов когда иллюзии преимуществ обратной стреловидности еще не были разбиты о скалы практики. Изюминкой такого варианта считается одна, общая для обоих крыльев ось поворота, правда не ясно как это можно реализовать при достаточно широком центроплане. Другой вариант менее экзотический, а потому ближе к реальности - обычное трапециевидное крыло с полностью адаптивными передней и задней кромками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий