09/05/24

Послевоенные 57-мм ПТП. М-16, Ч-26, ЛБ-3 и С-15 (СССР. 1945 - 1947 год).

Противотанковая пушка М-16. Опытный образец 1946 года. Работы по совершенствованию противотанковых орудий и повышению их огневой мощи продолжались в СССР в течение всей Великой Отечественной войны и после ее окончания. Так, уже в 1945 году Артиллерийский комитет ГАУ разослал всем конструкторским бюро и артиллерийским заводам тактико-технические требования на создание новой 57-мм противотанковой пушки, которая должна была заменить штатную пушку ЗИС-2 ...
Главным отличием нового орудия должна была стать меньшая, чем у ЗИС-2, масса, при сохранении ее боекомплекта и баллистики. По этим требованиям в КБ Мотовилихинского артиллерийского завода № 172 им. В.М.Молотова (г. Пермь) в 1946 году была спроектирована 57-мм противотанковая пушка, получившая заводской индекс M-16. 57-мм противотанковая пушка М-16 имела легкий двухколесный лафет с раздвижными станинами коробчатого типа, на котором монтировался ствол-моноблок с полуавтоматическим вертикальным затвором. На стволе монтировались навинтной казенник и дульный тормоз. В дульном тормозе большой мощности на длине 600 миллиметров имелось 20 пар окон, которые были прорезаны под углом 49 градусов к оси канала. Дульный тормоз у пушки М 16 выполнялся заодно со стволом, у M 16-2 - отдельно, для соединения служила шпонка. Канал дульного тормоза в обоих случаях имел нарезы, которые являлись продолжением нарезной части канала ствола. Дульным тормозом поглощалось около 72% энергии. Новшеством являлся и лафет, имевший оригинальную облегченную конструкцию верхнего станка. Противооткатные устройства были смонтированы в люльке трубчатого сечения, при этом труба люльки являлась цилиндром гидравлического накатника, а цилиндром гидравлического тормоза служил шток накатника. Противотанковая пушка оснащалась подъемным механизмом секторного типа, и винтовым поворотным механизм толкающего типа. Щит состоял из листа толщиной 6 мм , который был смонтирован под углом 45 градусов, двух откидных верхних щитов и откидного нижнего щита. В качестве прицела для прямой наводки использовался телескопический прицел ОП1-2. Колесный ход представлял собой штатные колеса от автомобиля ГАЗ-А с шиной ГК и облегченной ступицей. Для удобства буксировки в походном положении на левой станине был смонтирован дополнительный каток малого диаметра. Пушка М-16 имела очень малую высоту линии огня - 598 мм . В боекомплект к 57-мм орудию входили унитарные выстрелы для борьбы с бронетехникой: с бронебойно-трассирующим снарядом; с бронебойным подкалиберным снарядом и с осколочной гранатой. Полигонные испытания опытного экземпляра пушки М-16 проводились на Главном артиллерийском полигоне в октябре - декабре 1946 года. Испытания пушки были прекращены из-за значительного искривления дульного тормоза, который был выполнен со стволом за одно целое. Кроме того, отмечались недостаточная прочность станин, а также сильная качка ствола, происходящая после выстрела. После испытаний опытный экземпляр был доработан и вскоре под индексом М-16-2 подан на Главный артиллерийский полигон для новых полигонных испытаний, проводившихся в июле - сентябре 1947-го года совместно с 57-мм противотанковой пушкой Ч-26 (спроектированной в ОКБЛ-46 под руководством Е.В. Чарнко). Во время испытаний наибольшая дальность стрельбы осколочным снарядом при угле +15° пушки M-16-2 составила 6556 м , а у пушки Ч-26 - 6520 м . В то же время, в ходе повторных полигонных испытаний, вновь выявился ряд недостатков: недостаточная прочность верхнего и нижнего станков, ненадежная работа затвора и спускового механизма, неудовлетворительная работа противооткатных устройств, неустойчивость системы при стрельбе и т.д. Вскоре работы по пушке M16-2 были полностью прекращены. На вооружение Советской армии в 1951 году был принят конкурент M16-2 : 57-мм противотанковая пушка Ч-26.
 
Годы выпуска – 1946 - 1947
Всего выпущено - нет данных
Калибр - 57 мм
Масса в боевом положении - 797 кг
Длина ствола - 4175 мм
Длина нарезной части - 2853 мм
Расчет - 5 человек
Скорость движения - 60 км/ч
Скорострельность – 10 - 20 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы - 6556 м
Углы обстрела: по горизонтали - 58° , по вертикали - 5° +15°
 
Артком ГАУ в 1945 году разослал по конструкторским бюро и заводам ТТТ на новую 57-миллиметровую противотанковую пушку, которая должна была заменить ЗИС-2. Главным отличием новой пушки была меньшая, чем у ЗИС-2, масса, с сохранением ее боекомплекта и баллистики. В конструкторском бюро завода № 172 по данным требованиям в 1946 г. спроектировали 57-миллиметровую противотанковую пушку М16. Ствол пушки представлял собой моноблок с навинтным казенником и дульным тормозом. В дульном тормозе большой мощности на длине 600 миллиметров имелось 20 пар окон, которые были прорезаны под углом 49 градусов к оси канала. Дульный тормоз у пушки М16 выполнялся заодно со стволом, у M16-2 — отдельно, для соединения служила шпонка. Канал дульного тормоза в обоих случаях имел нарезы, которые являлись продолжением нарезной части канала ствола. Дульным тормозом поглощалось около 72% энергии.
Противооткатные устройства устанавливались в люльке трубчатого сечения, при этом труба люльки являлась цилиндром гидравлического накатника, а цилиндром гидравлического тормоза служил шток накатника. Противотанковая пушка оснащалась подъемным механизмом секторного типа, и винтовым поворотным механизм толкающего типа. Раздвижные станины коробчатого типа. Торсионное подрессоривание. Щит состоял из листа, который установлен под углом 45 градусов, двух откидных верхних щитов и откидного нижнего щита. В качестве прицела прямой наводки использовался ОП1-2. Колеса от ГАЗ-А штатные с шиной ГК и облегченной ступицей. Полигонные испытания опытного экземпляра данной пушки проводились на ГАП в период с 28 октября по 4 декабря 46-го года. Испытания на 544 выстреле прекратили из-за значительного искривления дульного тормоза, который был выполнен со стволом за одно целое. Кроме того, отмечались недостаточная прочность станин, а также сильная качка ствола, происходящая после выстрела. После испытаний опытный экземпляр доработали и под индексом М16-2 подан на главный артиллерийский полигон для повторных испытаний, проводившихся в период с 14 июля по 2 сентября 47-го года совместно с 57-миллиметровой противотанковой пушкой 4-26. Во время полигонных испытаний из противотанковой пушки М16-2 сделали 1235 выстрелов, из которых бронебойным снарядом – 865, осколочным – 265 и подкалиберным – 105. Во время повторных полигонных испытаний была выявлена недостаточная прочность нижнего и верхнего станков, ненадежная работа спускового механизма и затвора, неудовлетворительная работа противооткатного устройства, неустойчивость системы во время стрельбы и так далее. Доработка противотанковой пушки М16-2 по мнению комиссии была нецелесообразной. Вскоре работы по М16-2 полностью прекратили.
Сравнительные баллистические данные Ч-26 и М16-2, полученные на главном артиллерийском полигоне в июле — августе 47-го года :

Бронебойный снаряд БР-271 массой 3,14 кг (вес заряда – 1,425 кг) выпущенный из пушки М16-2 имел начальную скорость – 978,2 м/с, из пушки Ч-26 – 976,2 м/с;

Осколочный снаряд О-271У массой 3,75 кг (вес заряда – 0,913 кг) выпущенный из пушки М16-2 имел начальную скорость – 685,5 м/с, из пушки Ч-26 – 680 м/с;

Подкалиберный снаряд БР-271П массой 1,79 кг (вес заряда – 1,655 кг) выпущенный из пушки М16-2 имел начальную скорость – 1238 м/с, из пушки Ч-26 – 1245 м/с.

У противотанковой пушки М16-2 наибольшая дальность стрельбы при угле +15° осколочным снарядом составила 6556 метров, а у пушки Ч-26 - 6520 метров.

Технические характеристики легкой противотанковой пушки М16-2 :

Калибр – 57 мм;
Образец – завод 172;
Длина ствола полная – 4175 мм/73,2 клб.;
Длина канала – 3358 мм/58,9 клб.;
Длина нарезной части – 2853 мм;
Крутизна нарезов – 30 клб;
Объем каморы – 2,05 л;
Число нарезов – 24;
Глубина нареза – 0,9 мм;
Ширина нареза – 5,35 мм;
Ширина поля – 2,1 мм;
Вес затвора – 20,0 кг;
Вес ствола с затвором – 333,5 кг;
Угол вертикальной наводки – от -5°40' до +15°40';
Угол вертикальной наводки – 58°;
Длина отката нормальная – 650 мм;
Длина отката предельная – 680 мм;
Высота линии огня – 598 мм;
Длина орудия при сдвинутых станинах – 6500 мм;
Ширина орудия при раздвинутых станинах – 3860 мм;
Ширина орудия при сдвинутых станинах – 1730 мм;
Ширина хода – 1520 мм;
Толщина щита – 6 мм;
Диаметр колеса – 770 мм;
Вес откатных частей – 352 кг;
Вес качающейся части – 425,9 кг;
Вес щита – 62 кг;
Вес лафета без щита и орудия – 406 кг;
Вес системы в боевом положении – 797 кг;
Скорострельность – 10-20 выстрелов в минуту;
Скорость возки по шоссе – 60 км/час.
 
 
57-миллиметровую противотанковую пушку Ч-26 спроектировали под руководством Чарнко в ОКБЛ-46 в 1946-1947 годах. Ствол – моноблок, имеющий навинтной казенник. Дульный тормоз большой мощности на длине 1150 миллиметров имел 34 окна. Тормоз, который навинчен на ствол, является продолжением его нарезной части. Вертикальный клиновой затвор имеет механическую полуавтоматику.
При создании лафета в качестве образца взяли германскую 75/55-миллиметровую противотанковую пушку РАК.41. Несущий щит играл роль нижнего лафета, на котором смонтировали все агрегаты пушки. Верхний станок – полушарная масса, укрепленная в середине щита. Роль противооткатных устройств играли пружинный накатник и гидравлический тормоз отката. Поворотный и подъемный механизмы винтовые. Станины раздвижные, коробчатого сечения, сварные, прикреплены к щиту. Экранированный несущий щит, состоял из пары 3- и 4-миллиметровых листов. Подрессоривание имело спиральные пружины. Несколько облегченные штатные колеса от ГАЗ-А, шины ГК. Для огня прямой наводкой используется прицел ОП1-2. Наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществлялись с помощью винтовых механизмов наведения. В люльке был установлен нарезной 57-мм ствол. Полная длина ствола с дульным тормозом составляла 4584 мм, в том числе 3244 мм нарезной части. Эффективность дульного тормоза достигала 70%. Для избежания попадания расчёта в зону избыточного давления при стрельбе, последняя камера дульного тормоза развёрнута в обратную сторону. При стрельбе орудие опирается на две раздвижные сварные коробчатые станины.
Опытный экземпляр Ч-26 в июле — сентябре 47-го года прошел полигонные испытания вместе с 57-миллиметровой пушкой М16-2 на главном артиллерийском полигоне. Комиссия по результатам испытаний отдала предпочтение пушке Ч-26 и рекомендовала ее после устранения конструктивных недоработок к войсковым испытаниям. Завод № 235 в августе 48 года сдал 5-ть Ч-26 для проведения войсковых испытаний, две качающиеся части и одну пушку для ОКБЛ-46. Данные пушки изготовили по откорректированным после проведения полигонных испытаний чертежам. Масса пушки увеличилась до 825 кг. Завод № 235 в апреле 1950 года произвел 20 пушек Ч-26 предназначенных для войсковых испытаний. Данные пушки отправили в Беломорский, Белорусский, Туркестанский, Забайкальский и Закавказский военные округа, а два орудия из первой серии отправили в воздушно-десантную армию. Во всех ВО войсковые испытания проводились в период с 25 мая по 1 сентября 50 года, кроме Забайкальского где они завершились 1 февраля 51-го года. Во время войсковых испытаний выявили недостатки ствола, а также непрочность колес М-20. Комиссия посчитала, что пушка Ч-26 выдержали войсковые испытания и ее рекомендовали к принятию на вооружение. Завод № 106 в 1951 году сделал серию, состоящую из 100 противотанковых пушек Ч-26. На основе Ч-26 была создана и принята на вооружение самодвижующаяся СД-57. Баллистика и ствол пушки СД-57 были полностью заимствованы с Ч-26, однако был применён новый двухкамерный дульный тормоз. Причиной замены стал опыт эксплуатации пушки Ч-26, результатом которого было скалывание щелевых кромок окон.
Технические данные опытного образца 57-миллиметровой противотанковой пушки Ч-26 :

Калибр – 57 мм;
Длина ствола с учетом дульного тормоза – 4584 мм/80,4 клб;
Длина нарезной части – 3244 мм;
Число нарезов – 24;
Глубина нарезов – 0,9 мм;
Ширина нарезов – 4,65 мм;
Ширина полей – 2,8 мм;
Угол вертикального наведения – от -8° до +18°;
Угол горизонтального наведения – 57°;
Высота линии огня – 733 мм;
Длина в походном положении – 6620 мм;
Ширина в походном положении – 1775 мм;
Высота в походном положении – 1145 мм;
Ширина хода – 1520 мм;
Масса системы в боевом положении – 799 кг;
Скорострельность – 25—30 выстрелов в минуту;
Скорость возки по шоссе – 50—60 км/час.
 
 
В соответствии с теми же тактико-технические требованиями Арткома ГАУ 1945 года на создание новой 57-мм противотанковой пушки, для заменены пушки ЗИС-2, в конструкторском бюро завода № 92 (г. Горький) была спроектирована еще одна 57-мм противотанковая пушка ЛБ-3. Ее опытный образец был изготовлен во второй половине 1946 года.
57-мм противотанковая пушка ЛБ-3 имела легкий двухколесный лафет с раздвижными станинами трубчатого типа, на котором монтировался ствол-моноблок с полуавтоматическим вертикальным затвором, взятым почти без изменений от ЗИС-2. Полуавтоматика механического (копирного) типа. Ствол пушки ЛБ-3 представлял собой моноблок с навинтным казенником и двухкамерным дульным тормозом. Тормоз отката -гидравлический, накатник - гидропневматический. Подъемный механизм - секторного типа, поворотный механизм винтовой - толкающего типа. Уравновешивающий механизм секторного типа. Подрессоривание - торсионное. Телескопический прицел ОП1-2 использовался для стрельбы прямой наводкой, также была возможна постановка корзинки под панораму Герца. Колеса использовались от автомобиля ГАЗ-АА, но с измененной ступицей. За счет применения дульного тормоза удалось ослабить откат ствола при выстреле и соответственно уменьшить противооткатные устройства и люльку. Это значительно снизило массу пушки – до 800 кг . Пушка ЛБ-3 также имела малую высоту линии огня - 630 мм . В октябре - ноябре 1946 года были проведены полигонные испытания пушек ЛБ-3 на Главном артиллерийском полигоне. В ходе полигонных испытаний были выявлены существенные конструктивные недостатки и вскоре испытания были прекращены из-за плохой экстракции стреляных гильз, достигшей к концу испытаний 50 %. В результате проведенных испытаний, согласно заключению комиссии система на вооружение не была принята.
ЛБ-3, представленная КБ завода № 92 полигонные испытания не выдержала, для проведения дальнейших испытаний требовались значительные конструктивные доработки. Кроме того, в материалах заключения отмечалось, что большая масса и большое хоботовое давление станин у пушки ЛБ-3 создают худшие условия транспортировки на поле боя по сравнению с аналогичными опытными 57-мм противотанковыми пушками системы Чарнко Ч-26 и системы Грабина С-15. Поэтому, в связи с конструктивными недостатками, выявленными при испытаниях, работы над пушкой ЛБ-3 были прекращены, через несколько лет на вооружение Советской армии поступила 57-мм противотанковая пушка Ч-26.
 
Годы выпуска – 1946
Всего выпущено - нет данных
Калибр - 57 мм
Масса в боевом положении - 818 кг
Длина ствола - 4340 мм
Длина нарезной части - 3420 мм
Расчет - 5 человек
Скорость движения – нет данных
Скорострельность – нет данных
Наибольшая дальность стрельбы - 6460 м
Дальность прямого выстрела - 1100 м
Углы обстрела: по горизонтали - 58° , по вертикали - 9° +17°
 
57-мм противотанковая пушка ЛБ-3 была спроектирована в КБ завода № 92 в 1945 году. Она должна была заменить ЗИС-2, имевшую тот же калибр. За счет применения дульного тормоза удалось ослабить откат ствола при выстреле и соответственно уменьшить противооткатные устройства и люльку. Это значительно снизило вес пушки. Ствол ЛБ-3 представлял собой моноблок с навинтным казенником и двухкамерным дульным тормозом. Вертикальный клиновой затвор был взят почти без изменений от ЗИС-2.
Полуавтоматика — механического (копирного) типа, тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Подъемный механизм — секторного типа, поворотный механизм — винтовой толкающего типа, уравновешивающий механизм — секторного типа. Подрессоривание — торсионное. Телескопический прицел ОП1-2 использовался для стрельбы прямой наводкой, также возможна была постановка корзинки под панораму Герца. Колеса использовались от автомобиля ГАЗ-АА, но с измененной ступицей. В октябре 1946 года были проведены полигонные испытания ЛБ-3 на ГАПе. В их ходе было сделано 866 выстрелов из положенных по программе 1544-х, на чем испытания были прекращены вследствие плохой экстракции гильз, достигшей к концу испытаний 50%. Согласно заключению комиссии, система полигонные испытания не выдержала, для проведения дальнейших испытаний требуются конструктивные доработки. Кроме того, было отмечено, что большой вес и большое хоботовое давление у ЛБ-3 создают худшие условия транспортировки на поле боя по сравнению с аналогичными опытными системами Ч-26 и С-15. Такое заключение было равносильно смертному приговору пушке ЛБ-3
 

Работы по легкой 57-мм противотанковой пушке С-15 были начаты в 1945 году в ЦАКБ под руководством Грабина. Пушка предназначалась для замены ЗИС-2. Ствол С-15 был расположен под круглой люлькой. Нарезы и внутреннее устройство ствола были заимствованы у ЗИС-2. Полуавтоматика — механическая, пружинного типа, работала на накате.
Затвор — горизонтальный клиновой. Гидравлический тормоз отката и пружинный накатник были помещены в цилиндре люльки. Подъемный и поворотный механизмы — винтового типа. Верхний станок вращался на нижнем шаровом погоне. Подрессоривание системы — торсионное. Прицел — ОП1-2. Полигонные испытания опытного образца пушки С-15 в объеме 1014 выстрелов были проведены на ГАП в сентябре — октябре 1946 года. В ходе испытаний была выявлена недостаточная устойчивость пушки при стрельбе под малыми углами возвышения. К концу испытаний появились сбои в полуавтоматике. В ходе возки на дистанцию 1230 км выявилась неудовлетворительная проходимость системы. Согласно заключению комиссии, 57-мм противотанковая пушка С-15 полигонные испытания не выдержала. На вооружение орудие не принималось.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий