09/05/24

Конкурс на крупнокалиберный пулемёт. Fiat-SAFAT 12, Breda S/14 , MBT 13,2 (Италия. 1927 - 1931 год).

В июле 1927 года по инициативе начальника штаба Итальянских Королевских ВВС генерала Армандо Армани состоялось совещание руководства Главного технического комитета по оружию и боеприпасам (Comitato superior tecnico per le armi e munizioni – CSTAM). Повестка дня предполагала обсуждение авиационного вооружения калибром более 8 мм. Итоговым решением совещания стал заказ со стороны трех родов войск универсального крупнокалиберного оружия, одинаково пригодного для зенитного, противотанкового и авиационного исполнения. Калибр в районе 12 мм был признан достаточным, хотя как таковой не был четко оговорен в техзадании. конкурсные испытания образцов полученных к концу 1929 года представляли собой весьма разнородное сборище. На полигоне в Специи были выставлены новейшие образцы оружия со всего мира. Самой мощной была 37-мм зенитка Кольт, разработки Джона Браунинга. В более легкой весовой категории был прототип новейшего французского пулемета Гочкисс калибра 13,2 мм, британский 12,7-мм Виккерс HV, а также отечественные продукты – крупнокалиберные пулеметы Fiat-SAFAT и Бреда, на которых стоит остановиться подробнее. Об этих образцах итальянского вооружения известно крайне мало, и подчас информация достаточно противоречива. Тем не менее, кое-что можно собрать воедино ...
Крупнокалиберный пулемет «Fiat» конструкции итальянского инженера Джузеппе Маскураччи концептуально повторял 6,5-мм версию модели 1926 года, оружие с коротким откатом ствола, но изрядно подрос в размерах. Первые версии этого оружия, предназначенные главным образом для флотского использования, появились еще до вышеупомянутого совещания CSTAM, в 1926 году. Предназначение этого оружия было достаточно нетривиальным. Идеей создания тяжелого пулемета послужила необходимость иметь на крупных кораблях скорострельное оружие для расстрела вражеских торпед!
Что касается калибра этого оружия, тут есть разночтения. В энциклопедии Breda Meccanica Bresciana за авторством Андреа Курами, Паоло Феррари и Акилле Разтелли утверждается, что калибр пулемета Фиат составлял 12.0 мм, Джордж Чинн полагает, что 12.7 мм, еще ряд источников дают версию о 12.5 мм калибре. По всей видимости, согласно итальянским источникам, которые кажутся более достоверными, калибр пулемета Фиат был все же 12.0 мм, хотя тип патрона остался неизвестен. Пулемет Фиат модели 1926 года был довольно громоздким, длиной под 2 метра и массой 41 кг. При установке на станок-тумбу для флотского использования пулемет комплектовался кожухом водяного охлаждения, и его масса возрастала до 218 кг. Чуть легче был армейский вариант с воздушным охлаждением ствола – 190 кг. Питание осуществлялось из коробчатых магазинов, по аналогии с 6.5-мм моделью, вставляемых с правой стороны ствольной коробки. Ёмкость магазинов по разным данным составляла 10, 20, 25 и 30 патронов. Темп стрельбы пулемета составлял 300 выстрелов в минуту. Подвижный ствол длиной 1.2 м обеспечивал 40-граммовой пуле начальную скорость 940 м/с. Пулемет комплектовался пистолетной рукояткой со спусковым крючком. Жесткость системы обеспечивал массивный станок с маховиками вертикальной и горизонтальной наводки. Во флотском исполнении – литая коническая тумба, в армейском колесный станок с раскладывающейся треногой.
В версии 1928 года внешняя обвязка была несколько переработана, главным образом с целью облегчения конструкции. Длина оружия была несколько уменьшена. Вместо пистолетной рукоятки появились «максимовские» ручки с гашеткой и складной рамный приклад. Был также переработан колесный армейский станок. От неудобных маховиков наводки избавились, заменив гидравлическими демпферами-доводчиками. Это позволило сократить непомерную массу системы до 110 кг, из которых на тело оружия приходилось лишь 20 кг, что, правда, при таких габаритах вызывает большие сомнения. Темп стрельбы был увеличен до 400 выстр/мин. Остальные параметры остались неизменными. Оценочные испытания пулемета Фиат мод.1928 выявили, что «универсала» из него не получается. Для флотского использования в изначально предполагаемом «противоторпедном» варианте он, вероятно, был бы не плох, но в качестве зенитного вооружения был слишком громоздким и немобильным. Малая емкость магазина и низкая скорострельность также добавляли минусов. Кроме того, при столь длинном стволе внутренняя баллистика системы была явно перефорсированной, что сказывалось на живучести. Те же причины не позволяли его рассматривать и в качестве авиационного вооружения.

Фирма «Breda» представила на конкурс свою версию тяжелого пулемета калибра 14 мм, имеющего внутрифирменное обозначение S/14. Как и конкурент от Фиата, пулемет S/14 имел автоматику на основе короткого отката ствола, но был значительно компактнее. В отличие от пулемета Фиат, специалисты Бреда сделали ставку на компактность – общая длина пулемета Бреда была чуть больше метра при длине ствола всего 600 мм.

Для обеспечения приемлемой баллистики для столь короткого ствола на Бреда был разработан чудовищно мощный безфланцевый патрон 14х102 мм, пуля которого массой 59.6 г была снабжена ведущими поясками и по современной классификации скорее соответствовала артиллерийскому снаряду. Общая масса патрона составляла 144,66 г и содержала 19,5 г порохового заряда, который разгонял пулю аж до 1000 м/с – весьма впечатляющие характеристики для того времени.
В отличие от конкурентов из Фиата, на Бреде разработали параллельно сразу две версии пулемета S/14 – пехотную, с водяным охлаждением на массивной треноге с ручками и гашеткой в казенной части, и авиационную с воздушным охлаждением для установки как в качестве курсового неподвижного вооружения, так и оборонительного для турелей. В турельной версии пулемет S/14 комплектовался оригинальной рукояткой со скобой под всю руку и спусковым крючком.
Питание пулемета производилось из достаточно архаичных матерчатых лент с любой стороны приемника. В авиационной турельной версии использовалась уже металлическая рассыпная лента, которая укладывалась в компактный барабан, крепившийся к ствольной коробке. По некоторым сведениям спарка 14-мм пулеметов S/14, смонтированных на открытой турели типа «кольца Скарффа» в 1929 году испытывалась в воздухе с борта бомбардировщика Фиат BR.2.
Однако этот малоизвестный образец итальянского оружия также не устроил военных. После сравнительных испытаний в 1929 году фирма Бреда нигде его не выставляла, и упоминаний о S/14 в более поздних документах нигде более не встречалось. По всей видимости, начальная скорость снаряда в 1000 м/с оказалась слишком велика для обеспечения приемлемой живучести ствола. Кроме того, заявленный темп стрельбы – всего 200 выстр/мин был слишком мал. Хотя, скорее всего этот параметр относился лишь к пехотной версии, у авиационной темп стрельбы, вероятно, был больше. Но, так или иначе, 14-мм пулемет Бреда остался лишь эпизодом в истории итальянского вооружения. Оценка итальянцами британского пулемета Виккерс класс D осталась неизвестной, видимо слишком мощный британский патрон 12,7х120 мм был узкоспециализированным и мало подходил для авиационной версии, а вот французский 13,2-мм Гочкисс весьма приглянулся потомкам древних римлян. С одной стороны, для своего калибра французский пулемет был достаточно легким и компактным, с другой, весьма мощный боеприпас 13,2х99 мм с очень тяжелой 52-граммовой пулей покидал ствол не с такой большой скоростью, как итальянские прототипы – около 790 м/с, что позволяло надеяться на большую живучесть ствола. Разработанные французами два варианта питания пулемета – из жестких кассет с боковой подачей и из коробчатых магазинов с верхней – также выглядели привлекательно. В конце 1929 года было принято решение закупить партию французских пулеметов для войсковых испытаний и второго этапа конкурса. Генеральным подрядчиком контракта с французами была выбрана фирма Фиат, которой также предложили переработать свой 12,0-мм пулемет мод.1928 под французский патрон 13,2х99 для более корректного сравнения характеристик оружия с единым патроном.
 
Параллельно к конкурсу подключили фирмы Скотти ("Armi Automatiche Scotti") и MBT («Mecchanica Bresciana Tempini»).

По всей видимости, проект фирмы «Scotti» не вышел из бумажной стадии.

А вот оружейная компания «МВТ» представила в 1931 году свой образец 13,2-мм пулемета.
Оружие имело автоматику на основе короткого отката ствола, коробчатый магазин на 30 патронов в версиях пехотного на колесном станке, флотского на тумбовом и авиационного. Данные этого оружия, оставшегося, впрочем, в прототипах, неизвестны. В январе 1930 года оружейное отделение Фиата – «Società Anonima Fabbrica Armi Torino» (SAFAT) в Турине заключило контракт с Гочкиссом на поставку 30 пулеметов и 60 запасных стволов к ним в версии с коробчатым магазином. Позднее объем контракта был увеличен до 80 пулеметов плюс лицензии на выпуск оружия и лицензии на французский патрон. Однако летом 1930 года концерн Фиат продал все права на свои оружейные патенты фирме Бреда, которой перешел и французский контракт. На доводке пулемета Фиат-САФАТ мод 1928 под французский патрон новые хозяева поставили крест, сосредоточившись на лицензионном выпуске французских пулеметов под своей торговой маркой. Осенью 1930 года фирма Бреда заключила первый контракт с Regia Marina – Королевским флотом на поставку 300 13,2-мм пулеметов в спаренном исполнении и 100 штук в одинарном. В июле 1931 года флот принял первые 50 новых крупнокалиберных пулеметов, получивших обозначение Breda Mod. 31. С конца 1932 года новые пулеметы начали массово устанавливать на кораблях флота в спаренных и одинарных тумбовых установках с ручным приводом наведения. Были также разработаны убирающиеся в герметичный контейнер установки для подводных лодок. В меньших объемах выпускались 13,2-мм Бреды для армейского использования на колесных станках с раскладывающимися треногами. Практически одновременно с французами итальянцы в 1935 году перешли на использование укороченного патрона 13,2х96 мм, который сменил в производстве старый 13,2х99, который часто путали с полудюймовым Браунингом. Крупнокалиберная Бреда надолго стала основой зенитного вооружения ближнего действия на итальянском флоте, послужив базой для более поздних автоматов калибра 20 и 37 мм, по сути, смасштабированных с удачной конструкции. Крупнокалиберные Бреды с успехом использовались в пехоте, зенитной артиллерии сил Территориальной обороны, устанавливались на грузовики и бронетехнику, простояв на вооружении до конца 1940-х годов.
 
ТТХ пулемёта Fiat-SAFAT mod.26/28 : калибр - 12-мм, тип автоматики – короткий откат ствола, масса : тело пулемёта – 41 кг, с морским станком – 218 кг, с армейским станком – 190 кг, мод.1928 с армейским станком – 110 кг, общая длина – 1990 мм (М1926) и 1800 мм (М1928), длина ствола - 1200 мм, темп стрельбы - 300-400 выстр./мин, начальная скорость пули – 940 м/с, ёмкость магазина - 10, 20, 25, 30 патронов, масса пули – 40 г, тип патрона - ???

ТТХ пулемёта Breda S/14 : калибр - 14-мм, тип автоматики – газоотвод, масса : тело пулемёта – 35 кг, с армейским пехотным станком – 65 кг, общая длина – 1005 мм, длина ствола - 600 мм, темп стрельбы - 200 выстр./мин (пехотная версия), начальная скорость пули – 1000 м/с, питание - лента, масса пули – 59,6 г, тип патрона – 14х102
 
https://alternathistory.ru/  (Евгений Аранов).
 
P.S.  Вот откуда растут ноги советского 14,5 мм патрона. Баллистика-то почти такая же.

Комментариев нет:

Отправить комментарий