«Аквила» ("Aquila" на итальянском "орёл") — авианосец итальянского военно-морского флота времён Второй мировой войны переоборудованный из бывшего трансатлантического лайнера «Roma». Переоборудование лайнера было начато в июле 1941 года на верфи Ансальдо в Генуе и продолжалось в течение следующих двух лет. С момента заключения перемирия работы были прекращены и авианосец остался недостроенным со степенью готовности 80%. В сентябре 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками в Генуе, а 16 июня 1944 года был повреждён союзной авиацией. Вскоре авианосец был серьёзно поврежден итальянскими боевыми пловцами и затоплен немцами. В конечном итоге корабль был поднят и разобран на металл в 1952 году ...
В 1920-х и 1930-х годах в итальянских военных и политических кругах обсуждалась возможность включения авианосцев в состав итальянского флота. В итальянском штабе победила точка зрения, согласно которой выгодное географическое расположение Италии (Апеннинский полуостров вместе с прилегающими к нему Сицилией и Сардинией) позволяло базовой авиации обеспечить воздушное прикрытие и разведку для операций флота без привлечения специальных авианосных кораблей. Строительство авианосцев было признано нецелесообразным и дорогостоящим, а все ресурсы были направлены на постройку и модернизацию более традиционных для того времени типов кораблей: линкоров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок. В итоге к моменту начала войны на Средиземном море итальянский флот остался без наиболее важной (как оказалось на практике) ударной силы флота.
Ошибочность этой точки зрения стала очевидной после атаки базы ВМФ Италии в Таранто силами британской палубной авиации 12 ноября 1940 года и после разгрома итальянского флота в сражении у Матапана 27-29 марта 1941 года. Итальянское командование с запозданием осознало, что наличие авианосных кораблей в составе флота является не роскошью, а необходимостью и приняло решение о создании собственного авианосца. Поскольку для строительства авианосца специальной постройки не оставалось ни времени ни ресурсов, было решено переоборудовать для этой цели крупный пассажирский лайнер «Roma» (водоизмещением 32583 т). Ещё в середине 1930-х годов этот корабль планировалось перестроить в гидроавианосец, способный запускать, помимо гидросамолетов, и колесные машины, которые после выполнения задания садились бы на береговые аэродромы.
Корпус лайнера был радикально перестроен: удлинен, оснащен бортовыми булями и «клиперским» форштевнем. Для улучшения остойчивости и усиления противоторпедной защиты внутреннюю секцию булей, примыкающую к корпусу, залили бетоном. Внутри корпус разделили рядом продольных переборок. Энергетическая установка была полностью заменена, машины и котлы для авианосца были сняты с недостроенных лёгких крейсеров «Cornelio Silla» и «Paolo Emilio». Для повышения живучести было применено «псевдошахматное» расположение энергетической установки - в каждом отсеке по одну сторону от диаметральной плоскости стояло по одному ТЗА, а по другую - по два ПК.
Ангар для самолетов (160 × 18 м.) размещался в специально спроектированной протяженной надстройке, которая служила основанием для полетной палубы длиной 216,2 и шириной 25,3 м. Из ангара самолеты подавались наверх двумя лифтами. Всё специальное авиационное оборудование (катапульты, аэрофинишёры, лифты) были немецкого производства и аналогичны установленным на авианосце «Граф Цеппелин». Внутри корпуса размещались цистерны для авиабензина вмещавшие 372000 л. топлива.
По планам итальянского командования «Аквила» должен был обеспечивать противовоздушную оборону сил флота в открытом море, поэтому его авиагруппа состояла, в основном, из истребителей. На момент составления проекта авианосца у Италии не было специализированных палубных истребителей. В качестве временной меры предусматривалось базирование на корабле истребителей-бомбардировщиков Re-2001 с нескладывающимися крыльями (как в варианте "чистого" истребителя, так и в варианте штурмовика-торпедоносца).
При этом в ангаре помещалось всего 26 машин, а 15 самолетов предполагалось подвесить под потолком ангара. Ещё 10 самолетов размещались прямо на полетной палубе. В случае принятия на вооружение варианта Re-2001G со складными крыльями состав авиагруппы увеличивался до 66 машин, причем все они могли находиться в ангаре. Артиллерийское вооружение главного калибра состояло из 135-мм неуниверсальных орудий, снятых с недостроенных крейсеров типа «Капитани Романи».
К решению вопросов путем простого брутфорса были всегда склонны все военные. Особенно, во время войны, когда "думать некогда". Вот и итальянские военные и конструкторы думали недолго, когда проектировали зенитные установки для строящегося авианосца «Аквила». Правильно оценив угрозы (заметьте, что «война авианосцев» на Тихом Океане еще не началась) они решили, что особенное внимание следует уделить защите корабля от «штыковых атак», в смысле от пикировщиков и торпедоносцев, а стало быть, сделать акцент на плотность огня МЗА.
И они это почти сделали. Сшестеренные 20-мм установки вполне могли сдуть с неба любой атакующий самолет, тем более, что планировалось их иметь 22 штуки (132 ствола). Правда, стоит заметить, что решение было в большой степени вынужденным. 20-мм автоматы Breda 20/65, несмотря на использование мощного патрона 20х138 (45-48,6 кДж дульной энергии) для зенитной стрельбы годились слабо.
Для 20-мм пушки техническая скорострельность стрельбы 240 в/м - это ни о чем. Самолет может, буквально, пролететь между снарядами (в одной очереди интервал между последовательно летящими снарядами 210 метров). А вот если такие небыстрые автоматы связать в пучки по шесть штук, то на выходе уже вполне солидные 1440 в/м.
И даже не забывая про получившиеся габариты и вес установки, замечу, что низкая скорострельность отдельного орудия стала таким неочевидным плюсом - установка могла без перезарядки стрелять дольше. А поскольку процесс перезарядки шести автоматов дело небыстрое, то способность отбить одну атаку без перезарядки, это очень хорошо. Однако, с авианосцем у итальянцев дело не пошло, и могучие сшестеренные ЗУ так и остались в виде сухопутных прототипов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий