03/05/24

Проект штурмовика по программе "Minicas" (Великобритания. середина 1970-х годов).

Некоторая "танкобоязнь" присутствовала во всех военных планах стран блока НАТО, это находило отражение и в различных технических проектах. Какие только решения не возникали для борьбы с волной железных монстров с востока, от вполне разумного появления массовых ПТУР до самых "упоротых" проектов. Со временем проще не становилась – в начале 1980-х, к танковой угрозе добавились орды ударных советских вертолётов. Западные страны, никогда не вкладывавшие особые деньги в ПВО, оказались в непростой ситуации: даже если современные танки и ПТУРы смогут остановить советский танковый каток их сметут вертолёты. Создание самоходных пушечных и ракетных зенитных установок панацеей не было, советы всегда могут сосредоточить больше вертолётов, чем смогут сбить зенитки на этом участке фронта. Требовалось иное решение, способное оперативно реагировать на угрозы и одинаково эффективно бороться как с танками, так и с вертолётами. В США ответом стала программа LHX, но и другие западные страны старались не отставать ...
В середине 1970-х годов британские военные приняли решение о необходимости создания лёгкого дозвукового штурмовика, занимающего нишу между ударными реактивными самолётами, и вертолётами. Такая машина должна была иметь достаточную скорость для быстрого реагирования на угрозы и достаточную маневренность для ведения воздушного боя на малых высотах с вражескими вертолётами. Британия уже не могла потянуть создание сложных схем вроде винтокрылов или конвертопланов, потому спецификация предусматривала создание обычного самолёта. Предполагалось, что штурмовик будет иметь бронирование против 23-мм снарядов "Шилки", скорость до 900 километров в час и возможность использовать ракеты "Воздух-Воздух" и "Воздух-Земля". Разработка проекта была поручена корпорации Hawker Siddeley Aviation. В рамках первоначальной концепции, получившей название Minicas (Mini Close Air Support) предполагалось создание максимально манёвренного ударного самолёта, имеющего главной целью танки, а вертолёты лишь дополнительной. Внутреннее обозначение проекта – Hawker Siddeley HS.1194. Всего было подготовлено несколько вариантов, но на данный момент нам известно только два. В первом варианте инженеры предложили использовать так называемое "крыло Каспера" (Casper wing) – концепт высокого уровня механизации крыла, позволяющего сохранять максимальную подъёмную силу даже на минимальных скоростях, до 80 километров в час. Аэродинамическая схема самолёта – утка, с развитым передним оперением. Другим интересным решением проекта была установка турбовентиляторного двигателя Turbo-Union RB199 с возможностью частичного отклонения струи при помощи вспомогательных роторов позади двигателя. Вооружение самолёта состояло из двух 30-мм автопушек и отсека в корпусе для размещения управляемых ракет различных типов или бомб. Из-за особенностей конструкции крыла внешних подвесок для него не было предусмотрено. Интересно отметить, что орудия имели возможность частичного наведения по вертикали. Предполагаемая максимальная скорость самолёта - 900 километров в час, минимальная - 90 километров в час.
Другой вариант предполагал создание штурмовика по нормальной аэродинамической схеме, с максимальным уменьшением размера самолёта. Ради этого было ослаблено бронирование относительно других вариантов, главной защитой должны были стать малые размеры. Двигательная гондола была установлена над фюзеляжем самолёта, что повышало защищённость мотора Armstrong Siddeley Viper от огня с земли. Минимальная скорость горизонтального полёта - 180 километров в час, остальные характеристики соответствовали другим вариантам HS.1194. Вооружение: 30-мм автопушка, четыре точки подвеса различных ракет, две под крылом и две под фюзеляжем. В 1977 году Hawker Siddeley Aviation была включена в новообразованную компанию British Aerospace, а в 1979 году проекты по теме Minicas были представлены военным. Но к тому моменту приоритеты поменялись – угроза от советских вертолётов резко возросла а штурмовики Minicas не обладали достаточной манёвренностью для борьбы с ними. К 1981 году военные подготовили требования к самолёту поля боя, имевшего главной задачей именно борьбу с вертолётами и другими низколетящими целями. Основным требованием стало обеспечение максимальной манёвренности – на скорости в 600 километров в час радиус разворота должен был составить всего 120 метров. В качестве основного вооружения предлагалось использовать сверхманёвренные ракеты ближнего боя ASRAAM. Новый проект получил обозначение SABA (Small Agile Battlefield Aircraft)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий